Республика Удмуртия — интересный регион. Там проходили самые крупные и продолжительные протестные выступления против закона №122 (о монетизации льгот). И региональная власть была вынуждена идти на уступки. В свете этих событий и последующих реформ Институт Коллективное действие решил выяснить, как оценивает сама власть эти народные протесты, их участников и лидеров, как выстраиваются сейчас взаимоотношения между социальным движением и властью.
На вопросы ИКД ответил руководитель высшего представительного органа республики — Госсовета Игорь Семенов.
- Что случилось в начале 2005 в республике, почему столько людей вышли на улицу?
— Буквально в первые рабочие дни 2005 года в январе начались волнения. На самом деле, наши пожилые люди, льготники встретили новый год с тревогой, потому что началось вступление в силу закона 122 о монетизации льгот. И для ветеранов, для пожилых людей это
А отдельная часть населения просто была политизирована, и объявилась отдельная кучка людей во главе с лидерами, которые стали возглавить. Это главный редактор газеты «День» и его корреспонденты. Всегда есть среди ветеранов недовольные люди политикой государства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Они — как бы более активная часть населения — подорвали ситуацию, призывая людей вновь и вновь выйти на улицу. И экономические вопросы ушли на второй план, и начали преобладать вопросы политические. Выказывалось недовольство политикой высшего должностного лица в Удмуртии. Люди начали высказывать претензии в адрес правительства и депутатов Госдумы, что закон принимается против народа.
А на самом деле все это не так. Конечно, закон был далеко не идеален. А самая большая беда этого закона не в самом законе, а в подзаконных актах, т.е. в решениях по реализации этого закона. Эти акты не были вовремя приняты на федеральном уровне, поэтому мы, субъекты федерации, не приняли вовремя решения. И в конечном итоге была вот такая реакция со стороны народа. Но вообще, все вошло в свое русло.
- Как сегодня проходит реализация закона №122 в республике?
— Сегодня мы в Удмурдской республике с 1 мая даже расширили круг льгот для всех абсолютно пенсионеров, в частности будет льготный пригородный проезд на сады и огороди для всех пенсионеров. С 1 мая по 1 ноября 2005. Это делается не первый год. Это указ президента республики.
Есть нерешенные вопросы сегодня. Не до конца решен вопрос по льготному лекарственному обеспечению. Я в курсе, что эта ситуация касается не только Удмуртии. В приволжском федеральном округе почти везде нет необходимых препаратов. Если поступают заявки, они заполняются с большой отсрочкой. Ну и лечащие врачи предлагают другие лекарства взамен тех препаратов, которые предполагаются больному. Это, наверное, одинаковые препараты по своим действиям, но люди это не воспринимают. Они говорят, дайте мне инсулин, и больше ничего.
- А какая у вас фирма дистрибьютор? Как можно решить проблему с лекарственным обеспечением?
— В Приволжском федеральном округе обеспечивает лекарствами компания дистрибьютор «Биотек». Я думаю, что этот вопрос легко и быстро разрешится. 1 октября льготным категориям граждан будет позволено решить этот вопрос. Напишут они заявление и с 1 января 2006 года они откажутся от натуральных льгот в пользу денежных компенсаций, т.е. они будут получать социальный пакет деньгами. И таким образом этот вопрос решится. Почему я с уверенностью так говорю? Потому что я встречаюсь с людьми, провожу прием избирателей, и абсолютное большинство ветеранов и пожилых людей именно так и собираются поступить. Между прочим, в Госсовет выходили с предложением, с обращением к президенту РФ о переносе срока замены натуральных льгот денежными компенсациями с 1 октября на 1 июля. Но мы это предложение не поддерживали в силу того, что в бюджете не предусмотрено увеличение денежных выплат. Этот вопрос решается в плановом порядке. Я думаю, что в бюджете 2006 года реализация этой льготы будет предусмотрена.
- Какой уровень денежных компенсаций у региональных льготников?
— По монетизации мы приняли решение в рамках рекомендации правительства РФ, для ветеранов труда — 200 рублей, для тружеников тыла — 300 рублей, для репрессированных — 300 рублей.
- Что сюда включено?
— Включен транспорт, услуги связи, и… да, еще и лекарство. Социальный пакет вместе с
- Но это федеральный пакет.
— Да, федеральный. А у нас… У нас… Как такового социального пакета нет. Эти деньги, которые я назвал, это федеральные компенсации за региональные льготы.
- Т.е. я правильно поняла, что региональные льготники будут получать все те же 200 или 300 рублей за оплату услуг транспорта, связи и лекарства?
— Да. Плюс местные ижевские пенсионеры, которые имеют статус льготников, получают еще по 200 рублей в месяц из местного бюджета. Город Ижевск принял такое решение. А в остальных городах республики в эти суммы входят и транспорт и лекарство.
- А Вы считаете, что суммы достаточны?
— Естественно, это недостаточно. Но, если взять то, что в прошлом было. Они ведь раньше ничего не получали.
- Как это понять?
— Абсолютно большинство ничего не получало. А сейчас все получают, т.е. реализуется конституционное право всех. Государство защищает уже все категории льготников одинаково. Раньше как было? Как у нас говорят, кто громче кричит, тот и больше получает. Кто больше к врачам обращался, тому и врачи больше выписывали. И в результате
- Это какая часть бюджета?
— Это 8 процентов. И еще мы рассчитываем, что
- А есть уже конкретный проект?
— Пока разговоры идут. Конкретно пока ничего не видно, но высокие должностные лица на федеральном уровне достаточно публично об этом заявили. В Удмурдской республике мы поддержали обращение ряда регионов по переходу финансирования закон 122 к федеральному бюджету в части участников трудового фронта и ветеранов труда.
- Предлагаю вернуться к акциям протеста против закона 122, которые прошли в Ижевске. Как власть республики отреагировала? Хочу сказать, что во Франции, например, акции протеста совершенно нормально воспринимаются властью. По нашему мнению, это нормальное проявление гражданского общества. А у вас я слышала, что власть пошла на контакт, и согласилась провести переговоры…
— Когда на повестке дня были экономические вопросы, да, на встречу с пикетирующими были направлены, как представитель правительства, так и первый заместитель Госсовета. Со стороны пикетирующих была назначена группа активистов. И в рабочем режиме эта группа активистов встречалась с представителями власти и решались конкретные вопросы. Ставились вопросы и правительство их решало, с участием президента и президиума правительства. Я согласен с Вами, что это нормальный порядок работы гражданского общества и выстраивание взаимоотношений власти и гражданского общества, если только ставятся нормальные вопросы, злободневные. А когда начинают управлять этой массой люди, которые имеют чисто корпоративные интересы, или
- Я правильно поняла, что Вы отрицательно относитесь к тому, что акции протеста продолжались, несмотря на то, что велись переговоры?
— Я с самого начала сказал, что когда были поставлены вопросы, которые не были разрешены на федеральном уровне, на уровне субъекта возмущение населения вылилось в форму пикетов. И на самом деле, это вопросы здравы, и по смыслу и по жизни, их надо было решать. Тогда власть пошла на контакт с этими людьми. И получили они решение этих вопросов. Были разрешены вопросы. Абсолютно большинство людей поняли, и дальше не стали выходить на улицу. Но кучка людей, которая шла не ради здравого смысла, а просто пыталась эту массу людей использовать против действующих лиц во власти, подняли политические вопросы — «долой президента Волкова», «Волков — вор» и т.д. Ну, разве так решаются эти вопросы?
- Понятно. Но скажите, пожалуйста, на какие уступки вы пошли во время переговоров.
— Это не уступки, а
- Ведь реформы на этом не закончились. Хотелось поговорить о других законодательных реформах, и о том, как они реализуются в республики. Сначала о реформе самоуправления. В Удмурдской республике в нескольких городах было решено отменить прямые выборы глав муниципального образования. Так ли это, и как Вы это расцениваете?
— Согласно закона президиум Госсовета регистрирует все изменения устава, и мы не вправе, наверное, давать оценки, как это сегодня, правильно или неправильно. В рамках 131 ФЗ и в рамках республиканского законодательства сами же муниципальные образования решают, что для них лучше. У нас в республике 25 муниципальных районов и 5 городов. Что произошло.
- Это население так хотело?
— Да. Население. Я не лукавлю, не смотрите так на меня.
- Ну, просто трудно верить, что люди сами захотели лишиться права голоса…
— А потому что людям надоело играть в этих выборах. У населения один моральный ущерб от этих выборов. Грязная агитация. Подкупы. Часто бывает, что подкупают членов избирательной комиссии. Где волеизъявления? Люди, увидев изъяны выборной кампании, вышли с предложением — а почему бы нет? Ведь согласно ФЗ 159 главу субъекта и президента Удмурдской республики будут назначать депутаты Госсовета… Совет Европы попытался обвинить Россию в том, что этим законом РФ отступает от принципов демократии, но этот вопрос рассматривается, и наши депутаты Госдумы приглашались в Страсбург, и доказали, что этим законом РФ не попирает конституционные права своих граждан. Следовательно, и здесь тоже мы в рамках конституции. Депутатов городской думы народ, население, будет избирать, т.е. его право избирать и быть избранным сохраняется — и это главное, что прописано в Конституции. Далее депутату своему он передает свое конституционное право по избранию главы городского самоуправления. Поэтому он будет тщательно, внимательно нужных людей избирать депутатами, и, таким образом, будет определять своего будущего руководителя.
Есть отдельные люди — инициативные группы — в городе Ижевске, в городе Сарапуле и в городе Воткинске, которые пытаются,
- А что касается предстоящих реформ в сферах образования и здравоохранения,
Сложно ответить на эти вопросы, потому что мы всегда знали, что система образования в Советском Союзе была самой совершенной, специалисты готовились высококлассные, не зря Советский Союз первым полетел в космос, и в других наукоемких технологиях мы тоже были сильнее. Поэтому я не вижу основания критиковать систему образования. Реформаторский зуд сегодня в России уже дошел и до этой отрасли, к чему это приведет, я пока не понимаю, и не воспринимаю. Если сама цель — сократить число высших учебных заведений, это одно, понятно. Если реформа ставит цель и задачу — перевести полностью систему высшего образования и вышей профессиональной подготовки на платную систему, это тоже понятно. Но, как отец детей я это не воспринимаю, потому что в конституции РФ у нас прописано — образование бесплатно. Что касается системы здравоохранения, у меня однозначно такое же отношение. Тоже в конституции никто не отменял бесплатно оздоровление людей. А вот постепенный, а
- Но вы уже получили конкретную информацию о реформах, законопроекты?
— Пока мы никаких законопроектов не видели. И лучше бы их не видеть вообще, и вернуть все в круги свои всю систему образования и всю систему здравоохранения.
- Но пока проектов нет, могут ли регионы принять участие в обсуждении реформ?
— Пока нет предмета разговора. Это просто сегодня одни разговоры. Ничего конкретного нет.
- Но ведь уже существуют проекты, правда, не внесены в Госдуму. Нельзя вам принять участие в их подготовке?
— Нет. Пока нет даже нулевого варианта законопроектов. Поэтому мы не можем ничего делать. Вот (показывает стопку на столе) на осеннюю сессию перечень вопросов, которые будут рассматриваться Госдумой. Но, посмотрев уже почти все направления, пока я не вижу ничего, что бы касалось реформы образования или здравоохранения.
- Можно попросить Вас оценку по поводу сегодняшней тенденции централизации ресурсов и децентрализации обязанностей, если можно так выразиться?
— Без проблем. Это совершенно ненормальное явление. Дело в том, что есть концепция межбюджетных отношений, принятая постановлением правительства РФ. Она была до 2005 года. И в ней конкретно было определено распределение всех налоговых потоков 50 на 50. А сегодня уже 56% уходят в федеральный центр, а 44% остаются здесь. Это уже перекос. А самое главное — 184 ФЗ. Там определены полномочия органов государственной власти в РФ. Есть 131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления. Там тоже прописаны полномочия органов самоуправления. Так что пусть будут полностью бюджеты субъектов РФ и органов самоуправления в состоянии исполнять эти полномочия. Тогда претензий и вопросов никаких не будет. А сегодня пока полномочия прописаны, а для их исполнения средств нет, откуда и появляются и протесты и возмущение. Кроме того, более чем 100 своих полномочий сегодня намерены передать органы федеральной власти органам власти субъектов федерации. Они будут полностью сопровождаться финансами или нет? Можно получится опять как в России — хотели, как лучше, а получилось, как всегда.
- Я понимаю проблему, но разве нет возможности
Единственный инструмент у нас какой? Мы обладаем законодательной инициативой. Выносим поправки в проекты федеральных законов, принимаем обращения к правительству, Госдуме, президенту РФ. Естественно, не всегда по этим обращениям мы получаем положительное решение, но, во всяком случае, эти все инициативы рассылаются по всем субъектам РФ. А органы федеральной власти, если не согласны с этой инициативой, обязаны создавать согласительную комиссию.
- Но разве это работает на практике? Вернемся к закону 122. Правительство объявило о том, что большинство регионов поддержали этот законопроект, это было так?
— Нет, конечно! Еще на уровне нулевого закона, регионы готовили проект обращения к правительству, чтобы переработали законопроект. А потом большинство регионов дали отрицательное заключение.
- Вы тоже?
— Да, мы тоже дали отрицательное заключение. Другое дело, что существует ряд условий и формальностей, которые нужно соблюдать. Например, если правительство региона дает одно заключение, а законодательный орган — другое, это не считается. Или проблема срока. Вот поэтому и правительство РФ смогло объявить, что большинство регионов поддерживает этот закон. Но, на самом деле, это не так.
Комментарий ИКД:
Хорошо видно из интервью, что руководители регионов, хотя и недовольны политическим курсом федеральной власти, которая отбирает у них средства и передает взамен дополнительные расходные обязательства, не хотят и опасаются публично противостоять федеральному центру.
Также видно, что в отличие от федеральной власти, представители регионов относительно более социально направлены (по крайней мере, на словах). Это легко объясняется тем, что региональная власть в непосредственной близости от населения, и его недовольство скажется, в первую очередь, на ней.
Тем не менее, главными врагами региональной власти, судя по интервью, являются не те федеральные бюрократы, которые предлагают и оформляют в законы эти негативно оцениваемые регионами реформы, а т.н. «провокаторы», которые «разжигают» народ, а, по нашему мнению, способствуют активизации и самоорганизации людей в защиту своих прав. Те «провокаторы», которые упоминаются в данном интервью — это главный редактор оппозиционной газеты «День» Сергей Щукин и его корреспондент, Андрей Коновал,