Бюджет 2006

Бюджет 2006

18 августа члены кабинета министров рассмотрели и одобрили два важных для экономики России документа. Это сам бюджет и, вдобавок к нему, документ с длинным названием «Прогноз социально-экономического развития РФ на 2006 г и основные параметры прогноза социально-экономического развития на период до 2008 г.».

Согласно проекту, новый бюджет 2006 будет иметь 5 триллионов рублей дохода, профицит в 776 миллиардов рублей, при среднегодовом курсе рубля к доллару — 28,6 и при цене на нефть 40 долларов за баррель. Инфляция, как ожидается, составит от 7 до 8,5 процентов.

Представляя эти документы, Министр финансов Кудрин рассказал, что в бюджет-2006 впервые вписан в трехлетний финансовый план страны и наличие такого плана, по его мнению, позволяет создать благоприятный инвестиционный климат, давая максимум определенности для бизнеса на ближайшее будущее.

Что можно сказать, глядя на главный финансовый документ страны? Похоже, правительство уже смирилось с двумя вещами: с невозможностью удвоить ВВП в запланированные сроки, и с необходимостью смягчения ультра-либеральной бюджетной политики.

Критики правительства говорят, что нынешняя более менее стабильная экономическая ситуация удерживается во многом не благодаря, а вопреки его деятельности, что достигается во многом за счет благоприятной внешней конъюнктуры — ситуации на мировом нефтяном рынке.

Но не все коту масленица. Похоже, что ситуация меняется. Так, за первое полугодие 2005 г. цены на нефть выросли почти в полтора раза, однако, при этом, экономический рост не только не ускорился, но серьезно замедлился: всего 5,6 проц. в текущем году вместо 7,7 в предыдущем за одинаковый период времени. Это дает основание говорить, что рост ВВП только на нефти себя исчерпал, и это должно стать тревожным сигналом для правительства и президента России.

Было бы удивительно, если бы было иначе, потому что реальных оснований для роста экономики страны нет, — нефтяная пилюля перестает действовать. Создается ощущение, что во власти действуют «временщики», у которых стоит единственная задача на ограниченном отрезке времени удержать экономические показатели в стране в жестких рамках, а «что будет дальше?», — как будто бы вопрос не к ним.

И вместо оживления и развития реальных секторов экономики, ресурсы перенаправляются в пресловутый Стабилизационный фонд государства, предназначение которого остается неясным. Кстати в 2006 году, если верить все тому же проекту бюджета, этот Фонд сильно вырастет и к концу года достигнет размера в 2,1 триллион рублей.

Приоритет — силовые структуры

Главная особенность обсуждаемых финансовых документов — существенный рост госрасходов, и, прежде всего, на силовиков. Впервые расходы на цели обороны и обеспечения безопасности достигли 5 процентов ВВП — невиданный ранее для страны прецедент — проект бюджета предусматривает направление более 1,2 трлн. руб. на это.

Таким образом, и без того чрезмерно милитаризованный прошлогодний бюджет не стал пределом. В 2006 году расходы на госорганы безопасности увеличатся еще на 37%. Не забыты и другие силовики: на национальную оборону выделят на 20% больше денег, а близким к силовым структурам судьям добавят и того больше — 38%.

Кроме того, в следующем году должно быть повышено денежное довольствие военнослужащих. В проект бюджета заложены и существенные средства на модернизацию вооружений, переход к комплектованию армии на контрактной основе, существенно увеличен объем средств на борьбу с терроризмом.

5% бюджета на оборону — это больше чем в США, даже с учетом их расходов на афганскую и иракскую кампании. Хотя, конечно, в абсолютных цифрах траты России много меньше, но о том, кто больший милитарист теперь можно спорить. И это притом, что в России гораздо меньше средств и больше социальных нужд, чем в США.

Зачем столько денег на оборону? Видимо, правительство хочет быть готовым к очередному всплеску социального недовольства, подавить, если надо будет, какую-нибудь цветную революцию, или более тщательно отслеживать деятельность «экстремистских» оппозиционных сил.

Не социальный, а электоральный бюджет

Финансовое обеспечение социальных реформ названо среди основных приоритетов бюджетных расходов на 2006 год, согласно пресс-релизу, размещенному на официальном сайте Правительства.

В целом в проекте бюджета на следующий год на различные социальные выплаты заложено более 900 млрд. руб. Особое внимание в бюджете уделено наиболее критичному сектору экономики — ЖКХ. Доля федеральных расходов на него утраивается! Но гражданам радоваться рано — это означает, что реформы «коммуналки» пойдут полным ходом, тарифы на ЖКК выскочат вверх, и финансовое бремя снова ляжет на получателей услуг.

Наиболее существенно увеличатся затраты на общественные услуги: здравоохранение — на 62 %, образование на 29%. Правда, это незначительный прирост, если учесть абсолютные цифры. В 2006 году из федерального бюджета РФ будет направлено 206 млрд. рублей на образование, а на финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности, для сравнения — 540 млрд. рублей. Кроме того, надо учесть и издержки монетизации льгот, в частности лекарственных. Наконец, еще обещают повысить зарплату бюджетникам (врачам, учителям…). Правда, только федеральным бюджетникам. Так что в целом, расходы на образование и здравоохранение очень небольшие.

Если наложить план важнейших политических событий на план финансовый, то многое становится на свои места. Видно, что изменение тех или иных статей бюджета зачастую объясняются «синдромом 2007–2008» — выбора парламента и президента страны. Вполне логично и в порядке вещей, что в бюджете государства предусмотрены средства на многие ожидаемые кризисы и трудности и припасены деньги, чтобы поддержать рейтинг, в случае чего. Однако это не может считаться нормальным, когда идет «творческий процесс» по «затыканию дыр» — мест, грозящих создать проблемы для власти в первую очередь.

Кроме того, властям еще нужно реабилитироваться в глазах избирателей после принятия закона 122 и всего того, что за ним последовало. И вот Фрадков, говоря о социальной сфере, заявляет: «Проект бюджета предполагает решение многих назревших в этой сфере проблем». Однако в целом бюджет не социальный: доля социальных расходов в общих затратах бюджета осталась на уровне 2005 года — 14%.

Более того, по прогнозам прирост реальных доходов населения замедлится. Так, по оценке МЭРТ, в 2005 году составит 9,4%. В последующие годы этот показатель будет постепенно снижаться: в 2006 году рост доходов составит 8,9%, в 2007 году — 8,7%, в 2008 году — 8,3%.

А пенсии и выплаты бывшим льготникам повысятся всего на 6–7 процентов, т.е. ниже ожидаемого уровня инфляции (от 7 до 9,5%). Одобренный в четверг правительством бюджет Пенсионного фонда на 2006 год предусматривает незначительную индексацию пенсионных выплат: страховая часть пенсии в апреле увеличится на 6,3 процента, а базовая — на 3 процента в апреле и на 4 процента в августе, как и денежная выплата бывшим льготникам.

Напомним, что в феврале 2005 года Фрадков пообещал удвоить пенсии и зарплаты бюджетников к 2008 году. На заседании правительства в четверг намерение увеличить в 2 раза пенсионные выплаты вновь было озвучено. Однако эксперты сомневаются, что такими темпами удастся достигнуть намеченной цели.

Бюджет экономического развития?

В бюджете на следующий год ожидается увеличение средств, которые пойдут на федеральные целевые и инвестиционные программы. Они увеличатся более чем в 1,5 раза и достигнут 562 млрд. рублей — это и федеральные целевые программы, и инвестиции в отдельные объекты, и новый инвестиционный фонд.

По идее, это должно стимулировать экономическое развитие. Вот только проблема в России, что нет никаких механизмов контроля за госинвестициями. Если инвестиции, как всегда, пойдут на естественные монополии, у которых уже и так много денег, и которые не бояться никакой конкуренции, то повышение цен (в первую очередь в сфере ЖКХ и электроэнергии) обеспечено, несмотря на заявление Кудрина об удержании инфляции. А что касается экономического роста, то его не видать, если инвестиции не пойдут в реальный сектор экономики.

Остается добавить, что бюджет должен быть внесен в Госдуму до 26 августа.

Оценить статью
(0)