18 августа члены кабинета министров рассмотрели и одобрили два важных для экономики России документа. Это сам бюджет и, вдобавок к нему, документ с длинным названием «Прогноз
Согласно проекту, новый бюджет 2006 будет иметь 5 триллионов рублей дохода, профицит в 776 миллиардов рублей, при среднегодовом курсе рубля к доллару — 28,6 и при цене на нефть 40 долларов за баррель. Инфляция, как ожидается, составит от 7 до 8,5 процентов.
Представляя эти документы, Министр финансов Кудрин рассказал, что в
Что можно сказать, глядя на главный финансовый документ страны? Похоже, правительство уже смирилось с двумя вещами: с невозможностью удвоить ВВП в запланированные сроки, и с необходимостью смягчения
Критики правительства говорят, что нынешняя более менее стабильная экономическая ситуация удерживается во многом не благодаря, а вопреки его деятельности, что достигается во многом за счет благоприятной внешней конъюнктуры — ситуации на мировом нефтяном рынке.
Но не все коту масленица. Похоже, что ситуация меняется. Так, за первое полугодие 2005 г. цены на нефть выросли почти в полтора раза, однако, при этом, экономический рост не только не ускорился, но серьезно замедлился: всего 5,6 проц. в текущем году вместо 7,7 в предыдущем за одинаковый период времени. Это дает основание говорить, что рост ВВП только на нефти себя исчерпал, и это должно стать тревожным сигналом для правительства и президента России.
Было бы удивительно, если бы было иначе, потому что реальных оснований для роста экономики страны нет, — нефтяная пилюля перестает действовать. Создается ощущение, что во власти действуют «временщики», у которых стоит единственная задача на ограниченном отрезке времени удержать экономические показатели в стране в жестких рамках, а «что будет дальше?», — как будто бы вопрос не к ним.
И вместо оживления и развития реальных секторов экономики, ресурсы перенаправляются в пресловутый Стабилизационный фонд государства, предназначение которого остается неясным. Кстати в 2006 году, если верить все тому же проекту бюджета, этот Фонд сильно вырастет и к концу года достигнет размера в 2,1 триллион рублей.
Приоритет — силовые структуры
Главная особенность обсуждаемых финансовых документов — существенный рост госрасходов, и, прежде всего, на силовиков. Впервые расходы на цели обороны и обеспечения безопасности достигли 5 процентов ВВП — невиданный ранее для страны прецедент — проект бюджета предусматривает направление более 1,2 трлн. руб. на это.
Таким образом, и без того чрезмерно милитаризованный прошлогодний бюджет не стал пределом. В 2006 году расходы на госорганы безопасности увеличатся еще на 37%. Не забыты и другие силовики: на национальную оборону выделят на 20% больше денег, а близким к силовым структурам судьям добавят и того больше — 38%.
Кроме того, в следующем году должно быть повышено денежное довольствие военнослужащих. В проект бюджета заложены и существенные средства на модернизацию вооружений, переход к комплектованию армии на контрактной основе, существенно увеличен объем средств на борьбу с терроризмом.
5% бюджета на оборону — это больше чем в США, даже с учетом их расходов на афганскую и иракскую кампании. Хотя, конечно, в абсолютных цифрах траты России много меньше, но о том, кто больший милитарист теперь можно спорить. И это притом, что в России гораздо меньше средств и больше социальных нужд, чем в США.
Зачем столько денег на оборону? Видимо, правительство хочет быть готовым к очередному всплеску социального недовольства, подавить, если надо будет,
Не социальный, а электоральный бюджет
Финансовое обеспечение социальных реформ названо среди основных приоритетов бюджетных расходов на 2006 год, согласно
В целом в проекте бюджета на следующий год на различные социальные выплаты заложено более 900 млрд. руб. Особое внимание в бюджете уделено наиболее критичному сектору экономики — ЖКХ. Доля федеральных расходов на него утраивается! Но гражданам радоваться рано — это означает, что реформы «коммуналки» пойдут полным ходом, тарифы на ЖКК выскочат вверх, и финансовое бремя снова ляжет на получателей услуг.
Наиболее существенно увеличатся затраты на общественные услуги: здравоохранение — на 62 %, образование на 29%. Правда, это незначительный прирост, если учесть абсолютные цифры. В 2006 году из федерального бюджета РФ будет направлено 206 млрд. рублей на образование, а на финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности, для сравнения — 540 млрд. рублей. Кроме того, надо учесть и издержки монетизации льгот, в частности лекарственных. Наконец, еще обещают повысить зарплату бюджетникам (врачам, учителям…). Правда, только федеральным бюджетникам. Так что в целом, расходы на образование и здравоохранение очень небольшие.
Если наложить план важнейших политических событий на план финансовый, то многое становится на свои места. Видно, что изменение тех или иных статей бюджета зачастую объясняются «синдромом 2007–2008» — выбора парламента и президента страны. Вполне логично и в порядке вещей, что в бюджете государства предусмотрены средства на многие ожидаемые кризисы и трудности и припасены деньги, чтобы поддержать рейтинг, в случае чего. Однако это не может считаться нормальным, когда идет «творческий процесс» по «затыканию дыр» — мест, грозящих создать проблемы для власти в первую очередь.
Кроме того, властям еще нужно реабилитироваться в глазах избирателей после принятия закона 122 и всего того, что за ним последовало. И вот Фрадков, говоря о социальной сфере, заявляет: «Проект бюджета предполагает решение многих назревших в этой сфере проблем». Однако в целом бюджет не социальный: доля социальных расходов в общих затратах бюджета осталась на уровне 2005 года — 14%.
Более того, по прогнозам прирост реальных доходов населения замедлится. Так, по оценке МЭРТ, в 2005 году составит 9,4%. В последующие годы этот показатель будет постепенно снижаться: в 2006 году рост доходов составит 8,9%, в 2007 году — 8,7%, в 2008 году — 8,3%.
А пенсии и выплаты бывшим льготникам повысятся всего на 6–7 процентов, т.е. ниже ожидаемого уровня инфляции (от 7 до 9,5%). Одобренный в четверг правительством бюджет Пенсионного фонда на 2006 год предусматривает незначительную индексацию пенсионных выплат: страховая часть пенсии в апреле увеличится на 6,3 процента, а базовая — на 3 процента в апреле и на 4 процента в августе, как и денежная выплата бывшим льготникам.
Напомним, что в феврале 2005 года Фрадков пообещал удвоить пенсии и зарплаты бюджетников к 2008 году. На заседании правительства в четверг намерение увеличить в 2 раза пенсионные выплаты вновь было озвучено. Однако эксперты сомневаются, что такими темпами удастся достигнуть намеченной цели.
Бюджет экономического развития?
В бюджете на следующий год ожидается увеличение средств, которые пойдут на федеральные целевые и инвестиционные программы. Они увеличатся более чем в 1,5 раза и достигнут 562 млрд. рублей — это и федеральные целевые программы, и инвестиции в отдельные объекты, и новый инвестиционный фонд.
По идее, это должно стимулировать экономическое развитие. Вот только проблема в России, что нет никаких механизмов контроля за госинвестициями. Если инвестиции, как всегда, пойдут на естественные монополии, у которых уже и так много денег, и которые не бояться никакой конкуренции, то повышение цен (в первую очередь в сфере ЖКХ и электроэнергии) обеспечено, несмотря на заявление Кудрина об удержании инфляции. А что касается экономического роста, то его не видать, если инвестиции не пойдут в реальный сектор экономики.
Остается добавить, что бюджет должен быть внесен в Госдуму до 26 августа.