Когда сегодняшних российских школьников спрашивают
В августе текущего года исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел
Напомним, что согласно регулярному мониторингу Интернета, который уже на протяжении многих лет проводит ROMIR Monitoring, среднестатистические российские интернетчики — это наиболее активная, работающая часть населения, с уровнем образования не ниже среднего, менеджеры среднего и высшего звена, в подавляющем большинстве это люди со средним и высоким доходом. Они сами учатся либо имеют детей школьного возраста, они имеют материальные возможности, чтобы выбирать тип школы — частную или государственную, они задумываются, какое высшее образование будут получать их дети. С большой долей уверенности можно сказать, что их оценки отражают мнение российского среднего класса.
Итак, респондентам был задан вопрос:
Приближается начало нового учебного года. Хотелось бы узнать Ваше мнение о современной российской школе. (%)
Ответы на него распределились следующим образом:
Как показали результаты опроса, половина респондентов (51%) считают, что советская школа все же была лучше современной. Причем такое мнение чаще, чем в среднем по выборке высказывали участники опроса в Центральном федеральном и округе и в Москве в частности — 53–55%.
Еще 17% респондентов сказали, что у советской и современной школ уровень примерно одинаковый. Причем чаще, чем в среднем по выборке такой ответ давали участники опроса, проживающие в Уральском округе — 23%.
12% опрошенных ответили, что современная школа лучше советской. Среди
Исследование показало, что чем моложе респонденты, тем чаще они называют современную школу лучшей по сравнению с советской. Среди респондентов старших возрастных категорий, наоборот, преобладает мнение о превосходстве советской школы. Среди участников опроса с высшим образованием превалирует мнение, что советская школа была лучше. А респонденты со средним образованием чаще, чем в среднем по выборке говорили о том, что лучше
Участникам опроса также было предложено оценить качество образования в разных типах школ.
Респондентам был задан вопрос:
Как Вы считаете, какие школы дают более качественное образование? (%)
Ответы на него распределились следующим образом:
Согласно полученным результатам, почти две трети опрошенных (61%) полагают, наиболее качественное образование дают государственные школы, но со специальным уклоном — языковым,
Каждый пятый участник опроса (19%) сказал, что образование лучшего качества дают негосударственные, частные школы. Среди респондентов Центрального округа такой вариант ответа указали 23% опрошенных — это самый высокий показатель по выборке.
Каждый десятый опрошенный (8%) ответил, что наиболее качественное образование дают государственные школы. Среди участников опроса, проживающих в
Исследование показало, что женщины более склонны к мнению о превосходстве качества образования в специализированных школах, а мужчины — в частных. Мнения респондентов разных возрастных категорий также разделились: участники опроса от 45 лет считают, что более качественные и полные знания можно получить в специализированных школах, а молодежь до 24 лет отдает предпочтение частным учебным заведениям.
О лучшем качестве образования в частных школах чаще, чем в среднем по выборке говорили респонденты со средним образованием, а также участники опроса с высоким уровнем дохода. К высокой оценке качества образования в специализированных школах чаще, чем по выборке в целом склоняются респонденты с высшим образованием, со средним доходом.
В ходе опроса респондентам также был задан вопрос о проблемах современной школы:
Какие проблемы современной российской школы Вы считаете наиболее острыми? (%)
Ответы на него распределились следующим образом (поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то итоговая сумма может быть не равна 100%):
Согласно результатам опроса, самой главной проблемой современной школы является низкая зарплата учителей. Так думают три четверти (76%) опрошенных. Причем среди участников опроса в Приволжском и Сибирском федеральных округах такого мнения придерживается четверо из пяти (80–81%) опрошенных.
Каждый второй респондент (51%) также сказал, что современные школы плохо обеспечены материально — не хватает денег даже на необходимое оборудование и ремонт. В Уральском регионе такой вариант ответа дали две трети опрошенных (68%), что значительно превышает средний показатель по стране в целом.
О низком качестве образования сказал каждый четвертый респондент (26%). Причем в Центральном федеральном округе этот показатель достигает 31%. О низком уровне нравственного воспитания детей сказали еще 25% респондентов. Несколько чаще, чем в среднем по выборке, это отмечали жители двух столиц. Еще 23% участников опроса среди наиболее острых проблем современной школы назвали низкий профессиональный уровень учителей.
Список проблем был продолжен следующими ответами: нехватка учителей — 16%, отсутствие единых учебников — 16%, широкое распространение наркомании в школах — 12%, деление школ на обычные и платные — 7%, проникновение в школы религиозных сект — 4%.
Примечательно, что молодые участники опроса в возрасте от 18 до 24 лет, которые сами не так давно закончили школу, чаще, чем в среднем по выборке говорили о проблемах, связанных с отсутствием должного финансирования образования — низкие зарплаты учителей, нехватка денег на ремонт и оборудование, нехватка учебников, нехватка самих преподавателей. А респонденты старшей возрастной категории (от 45 лет) чаще обращали внимание на низкие качество образование и квалификацию учителей.