Cоветская школа была лучше современной

Cоветская школа была лучше современной

Cоветская школа была лучше современной

Когда сегодняшних российских школьников спрашивают что-то из советской истории: например, про Великую Отечественную войну, сталинский или брежневский период правления, или события новейшей российской истории, в ответ можно услышать вещи совершенно неправдоподобные. И если раньше мы бурно возмущались тем, что американцы утверждают, что Вторую мировую войну выиграли союзники, то сегодня это можно услышать и от собственных детей. По крайней мере, краткость курса советской и российской истории в современной школе откровенно пугает. В этой связи неудивительно, что советскую систему образования, безусловно однобокую, но намного более качественную, многие сегодня считают лучшей, чем современную.

В августе текущего года исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел онлайн-опрос российских интернетчиков. В канун нового учебного года в числе прочих респондентам был задан ряд вопросов о школе, о проблемах современного образования. В опросе приняли участие 1450 интернет-пользователей по случайной выборке в возрасте от 18 лет и старше.

Напомним, что согласно регулярному мониторингу Интернета, который уже на протяжении многих лет проводит ROMIR Monitoring, среднестатистические российские интернетчики — это наиболее активная, работающая часть населения, с уровнем образования не ниже среднего, менеджеры среднего и высшего звена, в подавляющем большинстве это люди со средним и высоким доходом. Они сами учатся либо имеют детей школьного возраста, они имеют материальные возможности, чтобы выбирать тип школы — частную или государственную, они задумываются, какое высшее образование будут получать их дети. С большой долей уверенности можно сказать, что их оценки отражают мнение российского среднего класса.

Итак, респондентам был задан вопрос:

Приближается начало нового учебного года. Хотелось бы узнать Ваше мнение о современной российской школе. (%)

Ответы на него распределились следующим образом:

Как показали результаты опроса, половина респондентов (51%) считают, что советская школа все же была лучше современной. Причем такое мнение чаще, чем в среднем по выборке высказывали участники опроса в Центральном федеральном и округе и в Москве в частности — 53–55%.

Еще 17% респондентов сказали, что у советской и современной школ уровень примерно одинаковый. Причем чаще, чем в среднем по выборке такой ответ давали участники опроса, проживающие в Уральском округе — 23%.

12% опрошенных ответили, что современная школа лучше советской. Среди респондентов-сибиряков такого мнения придерживаются 15% опрошенных — это самый высокий показатель по сравнению с выборкой в целом.

Исследование показало, что чем моложе респонденты, тем чаще они называют современную школу лучшей по сравнению с советской. Среди респондентов старших возрастных категорий, наоборот, преобладает мнение о превосходстве советской школы. Среди участников опроса с высшим образованием превалирует мнение, что советская школа была лучше. А респонденты со средним образованием чаще, чем в среднем по выборке говорили о том, что лучше все-таки была советская школа.

Участникам опроса также было предложено оценить качество образования в разных типах школ.

Респондентам был задан вопрос:

Как Вы считаете, какие школы дают более качественное образование? (%)

Ответы на него распределились следующим образом:

Согласно полученным результатам, почти две трети опрошенных (61%) полагают, наиболее качественное образование дают государственные школы, но со специальным уклоном — языковым, физико-математическим и т.д. Среди интернетчиков Уральского федерального округа такого мнения придерживаются 69% респондентов.

Каждый пятый участник опроса (19%) сказал, что образование лучшего качества дают негосударственные, частные школы. Среди респондентов Центрального округа такой вариант ответа указали 23% опрошенных — это самый высокий показатель по выборке.

Каждый десятый опрошенный (8%) ответил, что наиболее качественное образование дают государственные школы. Среди участников опроса, проживающих в Санкт-Петербурге, такого мнения придерживаются вдвое меньше респондентов, чем в целом по выборке — 5%.

Исследование показало, что женщины более склонны к мнению о превосходстве качества образования в специализированных школах, а мужчины — в частных. Мнения респондентов разных возрастных категорий также разделились: участники опроса от 45 лет считают, что более качественные и полные знания можно получить в специализированных школах, а молодежь до 24 лет отдает предпочтение частным учебным заведениям.

О лучшем качестве образования в частных школах чаще, чем в среднем по выборке говорили респонденты со средним образованием, а также участники опроса с высоким уровнем дохода. К высокой оценке качества образования в специализированных школах чаще, чем по выборке в целом склоняются респонденты с высшим образованием, со средним доходом.

В ходе опроса респондентам также был задан вопрос о проблемах современной школы:

Какие проблемы современной российской школы Вы считаете наиболее острыми? (%)

Ответы на него распределились следующим образом (поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то итоговая сумма может быть не равна 100%):

Согласно результатам опроса, самой главной проблемой современной школы является низкая зарплата учителей. Так думают три четверти (76%) опрошенных. Причем среди участников опроса в Приволжском и Сибирском федеральных округах такого мнения придерживается четверо из пяти (80–81%) опрошенных.

Каждый второй респондент (51%) также сказал, что современные школы плохо обеспечены материально — не хватает денег даже на необходимое оборудование и ремонт. В Уральском регионе такой вариант ответа дали две трети опрошенных (68%), что значительно превышает средний показатель по стране в целом.

О низком качестве образования сказал каждый четвертый респондент (26%). Причем в Центральном федеральном округе этот показатель достигает 31%. О низком уровне нравственного воспитания детей сказали еще 25% респондентов. Несколько чаще, чем в среднем по выборке, это отмечали жители двух столиц. Еще 23% участников опроса среди наиболее острых проблем современной школы назвали низкий профессиональный уровень учителей.

Список проблем был продолжен следующими ответами: нехватка учителей — 16%, отсутствие единых учебников — 16%, широкое распространение наркомании в школах — 12%, деление школ на обычные и платные — 7%, проникновение в школы религиозных сект — 4%.

Примечательно, что молодые участники опроса в возрасте от 18 до 24 лет, которые сами не так давно закончили школу, чаще, чем в среднем по выборке говорили о проблемах, связанных с отсутствием должного финансирования образования — низкие зарплаты учителей, нехватка денег на ремонт и оборудование, нехватка учебников, нехватка самих преподавателей. А респонденты старшей возрастной категории (от 45 лет) чаще обращали внимание на низкие качество образование и квалификацию учителей.

Оценить статью
(0)