Цифры оборонного бюджета

Цифры оборонного бюджета

Цифры оборонного бюджета

Правительство обнародовало основные параметры проекта бюджета страны на 2006 год. Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта определен в сумме 24,38 трлн. рублей. Его доходы прогнозируются в сумме 5046 млрд. рублей, расходы — 4270,1 млрд. рублей. Федеральный бюджет на следующий год рассчитан, исходя из среднегодовой цены на нефть марки Юралз в 40 долларов за баррель, роста ВВП на 5,8 процента, инфляции 7,0–8,5 процента, среднегодового курса рубля к доллару на уровне 28,6 рубля. По прогнозам Минфина, объем стабилизационного фонда в 2006 году вырастет с 1315,62 млрд. рублей на начало года до 2132,24 млрд. рублей, то есть почти более чем в 1,5 раза. Как сообщила «Российская газета», Счетная палата (СП) уже намерена критиковать данный документ, поскольку по своим макроэкономическим показателям он не соответствует президентскому требованию об удвоении ВВП к 2010 году.

По-прежнему в бюджете наблюдается значительный рост расходов на оборону. Расходы федерального бюджета РФ на национальную оборону в 2006 г. запланированы в объеме 668 млрд. 321 млн. руб., или 2,7% ВВП. Заметим, что в 2005 г. расходы на национальную оборону запланированы в сумме 554 млрд. 831 млн. руб., или 2,6% ВВП. Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2006 г. запланированы в размере 540 млрд. 053 млн. руб., или 2,2% ВВП. (в 2005г. — 440 млрд. 779 млн. руб., или 2,1% ВВП). Таким образом, в реальных цифрах увеличение расходов на оборону в 2006 году составит 113,5 млрд. рублей или 20,4%. Увеличение расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2006 г. составит 99, 25 млрд. рублей или 18,4%. Это много или мало?

Если сравнивать прирост военных расходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом, то тогда он составил, как известно, 27,9 %, а по национальной безопасности и правоохранительной деятельности — 26%. Если учесть, что в июне бюджет на оборону и безопасность был скорректирован в сторону увеличения, в связи с повышением военнослужащим и милиционерам денежных окладов, то реально прирост расходов на военные нужды и обеспечение безопасности составил более 30%.

Таким образом, прирост расходов на оборону и безопасность в 2006 году замедлится. Это, конечно, связано с замедлением темпов роста ВВП и усилением инфляции. Реально в материально-ресурсном выражении Минобороны, МВД и ФСБ получат не намного больше средств, чем это имеет место сейчас, то есть в 2005 году. Хотя, если вспомнить, глава военного ведомства Сергей Иванов был очень недоволен параметрами бюджета-2005. Именно после его требований к президенту страны об увеличении денежного довольствия военнослужащим возросли параметры расходов на оборону по статье «денежное довольствие».

В 2006 году также планируется увеличить денежное довольствие офицеров и солдат. Но не намного. Как известно, в Хабаровске на итоговой встрече с руководящим составом Дальневосточного военного округа министр обороны РФ Сергей Иванов рассказал о том, что денежное довольствие офицеров, прапорщиков и солдат-контрактников в 2006 году будет увеличено как минимум на 15%. А гражданский персонал Вооруженных сил получит прибавку к своим окладам на 11% уже с 1 сентября этого года. По словам министра обороны, Гособоронзаказ «в 2006 году вырастет как минимум на 15–20%».

Таким образом, в 2006 году мы будем наблюдать некоторый удельный рост от ВВП (на 0,1 %) расходов на оборону и безопасность страны. Хотя в связи с ростом цен вряд ли произойдет кардинальное улучшение снабжения армии и милиции. В ВВС по-прежнему озабочены недостаточными закупками ГСМ, в результате чего не выполняются летные учебные программы. Та же ситуация с вождением боевых машин, выходом кораблей в море и т.п. Но главный минус в военном бюджете связан с человеческим фактором. Государство не намерено кардинальным образом (хотя бы в 2 раза) увеличивать денежное довольствие военнослужащих, а это значит, что в армии и на флоте по-прежнему сохранится проблема текучести кадров, исполнения воинской дисциплины и т.п.

На фоне всех этих тенденций обращает на себя тот факт, что в 2006 году планируется более чем в пять раз увеличить объем финансирования Федеральной целевой программы «Антитеррор». Если в бюджете-2005 на эту ФЦП отпущено 717,7 млн. рублей, то в 2006 году на ее реализацию намечается выделить 3,7 млрд. рублей. А расходы на укрепление госграницы вырастут почти в четыре раза — с 1,445 миллиарда рублей до 6,03 миллиарда рублей. Основная часть средств пойдет на возведение пограничных объектов, на закупку средств технического контроля, а также на строительство жилья для пограничников. По ФЦП «Антитеррор» деньги должны быть потрачены на закупки антитеррористической спецтехники — роботов для разминирования, специального оружия, газоанализаторов и т.п. По этой программе укрепят также МВД, Службу внешней разведки и Федеральную службу охраны. Все эти мероприятия будут включены в Госборонзаказ на 2006 год и, таким образом, объем его финансирования для спецслужб будет на порядок выше, чем для Минобороны РФ. Между тем понятно, что это вынужденная мера государства, и, по мнению многих военачальников, на обустройство госграницы и «Антитеррор» необходимо тратить гораздо больше средств.

Оценить статью
(0)