Страна готовится к 1 сентября, однако сегодня все не так, как было прежде. Почти каждый телевизионный репортаж о приближающемся новом учебном годе заканчивается кадрами о том, как ту или школу проверяют кинологи с собаками: на предмет, не заложена ли в учебном заведении взрывчатка. Беслан стал страшной незаживающей раной России, так как в полной безопасности уже никто себя не ощущает, расследование прошлогодней трагедии до сих пор продолжается, но пострадавшие в его справедливое завершение не верят…
В канун годовщины захвата заложников в одной из школ Беслана исследовательский холдинг ROMIR Monitoring в рамках всероссийского опроса задал своим респондентам ряд вопросов о проблеме терроризма: об оценке деятельности власти в борьбе с терроризмом, о перспективах этой борьбы, о роли СМИ при освещении терактов, о необходимости обучения населения правилам поведения во время терактов и техногенных катастроф в целом и т.д. В августовском опросе приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, в более чем 100 городах и населенных пунктах России, во всех федеральных округах. Выборка репрезентативна для взрослого населения России. Статистическая ошибка не превышает ± 3%.
Итак, респондентам был задан следующий вопрос:
Какие средства, прежде всего, являются, по Вашему мнению, наиболее эффективными для борьбы с международным терроризмом? (%)
Ответы на него распределились следующим образом (поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то итоговая сумма может быть не равна 100%):
Как показали результаты исследования, более трети россиян считают, что наиболее эффективными средствами борьбы с терроризмом являются силовые методы. 38% респондентов ответили, что необходимо совершенствовать разведывательные действия по выявлению местонахождения террористов и раскрытия их замыслов. Еще 33% россиян считают, что в борьбе с терроризмом наиболее действенными оказываются упреждающие удары по базам террористов. При этом это может происходить в рамках международного сотрудничества в борьбе с терроризмом — так думают еще 35% опрошенных. Треть россиян (32%) также высказались за усиление охраны государственных границ, а 22% — за усиление охраны важных объектов, которые могут стать целью террористов.
Согласно результатам, полученным в ходе опроса, менее 20% россиян считают, что проблему терроризма можно решить путем введения ограничений на деятельность экстремистских организаций в развитых странах, регулированием миграционных процессов, устранением нищеты и бесправия населения в странах третьего мира, что во многом и является причиной международного терроризма. О необходимости переговоров с лидерами террористов, равно как и расширении сотрудничества с умеренными силами в странах Востока высказалось по 6% респондентов.
Примечательно, что в ходе опроса о силовых методах борьбы с терроризмом чаще, чем в среднем по выборке говорили россияне, проживающие в Южном федеральном округе — одном из наиболее пострадавших от терактов последних лет. А о превентивных мероприятиях, как то усиление охраны границ и важных объектов чаще упоминали жители Приволжского, Уральского и Сибирского округов. О необходимости переговоров несколько чаще, чем остальные респонденты говорили жители
Исследование также показало, что молодые россияне от 18 до 34 лет наиболее эффективными средствами борьбы с терроризмом видят силовые методы в совокупности с запретом экстремистской деятельности в развитых странах и ограничением миграции из стран третьего мира. Тогда как россияне от 35 лет и старше считают, что лучшим способом борьбы является оборона — усиление охраны границ и стратегически важных объектов.
Среди россиян с начальным образованием выше доля тех, кто выступает за применение силы, запретов и ограничений в целях борьбы с терроризмом. А респонденты с высшим образованием чаще, чем выборка в целом говорили о возможности переговоров, международном сотрудничестве, устранении нищеты и бесправия жителей стран третьего мира.
Участникам опроса также был задан вопрос о перспективах победы над терроризмом. Вопрос звучал следующим образом:
Как Вы думаете, когда будет достигнут реальный успех в борьбе с международным терроризмом, значительное уменьшение террористической угрозы? (%)
Ответы на него распределились следующим образом:
Согласно полученным результатам, треть россиян (31%) считает, проблема терроризма будет решена в очень отдаленном будущем. Еще треть опрошенных (31%) сказали, что проблема терроризма не решаема в принципе. Тех, кто назвал определенные интервалы времени, по истечении которых, по их мнению, проблема терроризма будет решена, оказалось значительно меньше. 10% россиян ответили, что международный терроризма будет побежден через 5 лет, еще 12% считают, что это произойдет через 10 лет. Каждый десятый респондент (9%) предположил, что реальные успехи в борьбе с международным терроризмом станут заметны не ранее, чем лет через 20.
Россияне, проживающие в Центральном федеральном округе, настроены несколько оптимистичнее по заданному вопросу, чем остальные респонденты. Среди них выше, чем в среднем по выборке доля тех, кто надеется на победу над терроризмом через 10–20 лет. Жители Южного округа в 35% случаев говорили о том, что победа состоится, но, вероятно, в отдаленном будущем. А порядка 40% россиян, проживающих на
Как показало исследование, россияне с начальным уровнем образования и низким доходом в целом настроены более пессимистично, чем респонденты со средним и высшим образованием и более высоким доходом. Они чаще, чем по выборке в целом, говорили о том, что вряд ли наступят времена, когда терроризм будет искоренен. Тогда как респонденты с высшим образованием считают, что реальные успехи в этой борьбе будут достигнуты через 10–20 лет.
В ходе опроса респондентам также было предложено ответить на вопрос о возможности крупных терактов в России в ближайшее время. Ответы на него распределились следующим образом. 71% россиян ответили, что крупные теракты возможны. О том, что теракты удастся предотвратить, сказали 22% респондентов. 7% опрошенных затруднились ответить.
Как показали результаты исследования, несколько чаще, чем в среднем по выборке о возможности предотвращения новых терактов говорили жители
Мужчины в целом настроены несколько пессимистичнее, чем женщины. О возможности новых терактов также чаще, чем остальные респонденты говорили участники опроса 18–34 лет. Россияне от 35 лет и старше несколько более склонны доверять власти, которая, по их мнению, сумеет предотвратить новые теракты.
Примечательно, что ответ на вопрос о возможности новых терактов в России можно трактовать с двух сторон.