Проблемы уничтожения химоружия не решаются

Проблемы уничтожения химоружия не решаются

Проблемы уничтожения химоружия не решаются

27 сентября в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция на тему "«Жители зоны защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения г. Щучье Курганской области защищают свои нарушенные права в суде», в которой приняли участие Юлия Якель, председатель Региональной общественной организации "Правовой центр «Родник», адвокат, Екатерина Хмелева, представитель РОО "Правовой центр «Родник», кандидат юридических наук, Ирина Савельева, заместитель председателя РОО "Правовой центр «Родник», психолог, Святослав Забелин, сопредседатель Совета Международного социально-экологического союза (МСоЭС), Лев Федоров, президент Союза «За химическую безопасность», доктор химических наук.

По результатам недавней поездки в этот регион юристы "Правового центра «Родник», ведущие в суде дело от имени жителей Щучанского района, представили журналистам факты нарушения прав граждан на обеспечение их безопасности в случае чрезвычайной ситуации, на охрану здоровья и на целый ряд социальных гарантий. Лев Федоров также представил доказательства нарушения законодательства в ходе хранения и  уничтожения химического оружия на Щучанском арсенале. Среди этих фактов и отсутствие средств индивидуальной защиты и эвакуации на случай чрезвычайной ситуации, и незавершенная вот уже пятый год реконструкция единственной в районе больницы, и фактически неисполняющий своих функций поликлиническо-диагностический центр, а также разрушенные системы тепло- и водоснабжения, недоведенный до города газопровод вместо «опережающего социального развития».

Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» предусмотрен специальный комплекс защитных мероприятий и гарантии по охране окружающей среды, здоровья населения и социальному обеспечению, но на практике все эти меры остаются лишь на бумаге. Именно это послужило причиной для подачи иска в Пресненский районный суд г. Москвы, и ответчиками выступают Правительство РФ и другие федеральные министерства и ведомства, ответственные за реализацию этой федеральной программы.

Интересен тот факт, что на пресс-конференции присутствовало более десятка чиновников из Федерального агентства по промышленности, которое является одним из ответчиков, и Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия. Они были чрезвычайно недовольны выступлениями правозащитников.

Практически каждое утверждение выступающих сопровождалось комментариями со стороны представителей органов власти, постоянно были попытки перебить или вовлечь в дискуссии. В итоге неназвавшиеся представители ведомств согласились рассмотреть предложение Святослава Забелина о проведении совместной встречи по вопросу соблюдения прав граждан в ходе уничтожения химического оружия в рамках Совета при Президенте РФ по правам человека.

Подробности:

11 ноября Пресненским районным судом г. Москвы был принят к производству иск о признании незаконным бездействия высших органов власти по вопросам обеспечения безопасности, защиты здоровья граждан, охраны окружающей среды и реализации мероприятий в социальной сфере в зоне защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химического оружия, находящихся в Щучанском районе Курганской области. Исковое заявление было составлено и подано в суд юристами «Правового Центра „Родник“. Заявителями по данному иску выступают 95 жителей Курганской области.

Ответчиками по делу привлечены: Правительство РФ, Федеральное агентство по промышленности, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Медико-биологическое агентство, Ростехнадзор, Главное управление МЧС Курганской области.

Основными требованиями по иску являются: признание бездействия этих органов незаконным и восстановление нарушенных прав граждан. Заявители просят суд обязать ответчиков осуществить необходимые мероприятия по обеспечению безопасности населения и охраны окружающей среды в зоне защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия, расположенного вблизи г. Щучье, которые до настоящего времени не проведены, в то время как деятельность по реализации Федеральной целевой программы „Уничтожение запасов химического оружия в РФ“ в Курганской области уже началась.

11.11.1997 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химическое оружие и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г.), приняв, таким образом, на себя обязательства уничтожить все имеющиеся в нашей стране запасы химического оружия до 2012 года.

Указанная Конвенция включает в себя обязательства государств, не только уничтожить химическое оружие, но осуществить его, уделяя первостепенное внимание обеспечению безопасности людей и защите окружающей среды (статья IV пункт 10).

Правовые механизмы обеспечения выполнения этих обязательств закреплены в Федеральном законе от 02.05.1997 г. № 76-ФЗ „Об уничтожении химического оружия“ (далее — ФЗ „Об уничтожении химического оружия“), Федеральной целевой программе „Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации“, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.1996 г. № 305 (далее — Программа) и ряде иных нормативно-правовых актов. Приняв на себя обязательство по уничтожению запасов химического оружия, государство обязано было обеспечить такие условия, при которых последствия процесса хранения и уничтожения химического оружия были бы минимальными для населения всей страны, и, прежде всего для граждан, проживающих в непосредственной близости от объектов хранения и уничтожения химического оружия.

Одной из мер по обеспечению безопасности процесса хранения и уничтожения химического оружия является установление зоны защитных мероприятий, понятие которой закреплено в ФЗ „Об уничтожении химического оружия“, в Программе и в Положении о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия», утвержденном постановление Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. N 208 (далее -Положение).

Щучанский район в соответствии с постановлением Правительства РФ № 523 от 14.07.2000 г., включен в зону защитных мероприятий (далее — ЗЗМ). В г. Щучье запланировано уничтожение 27,8 % от всего объема запасов химического оружия нашей страны (введение и приложение 2 к Программе). В соответствии с разделом 3 Программы предусмотрено уничтожение химического оружия категории 2 (боеприпасов, снаряженных фосгеном), находящегося на объекте в г.Щучье в 2001 г., а также распоряжением Правительства РФ от 08.09.2000 г. № 1268-р предписано Минобороны России начиная с 2000 г. организовать уничтожение химического оружия категории 2 и завершить его до 29.04.2002 г. Во исполнение данного распоряжения Российским агентством по боеприпасам был издан приказ № 64 от 16.03.2001 г. «Об организации работ по уничтожению химического оружия категории 2», согласно которому установлено с 16.04.2001 г. приступить на территории в/ч 92746 г. Щучье к выполнению работ 1-го этапа уничтожения химического оружия категории 2, содержащего фосген.

О том, что химическое оружие категории 2 (боеприпасы с фосгеном), хранившееся в арсенале пос. Плановый Щучанского района было уничтожено щучанцам стало известно из материалов прессы: газеты «Звезда» от 10.04.2002 г.; бюллетеня Курганского информационно-аналитического центра № 1(37) 2002 г.; экологической газеты Курганской области «Природа Зауралья» № 4(20) апрель 2002 г. (приложения — фосген 1,2.3:). С 1 июля 2004 года объект по хранению химического оружия в п. Плановый прекратил свое существование, и на его базе начинает функционировать объект по уничтожению химического оружия. (см. приложение № 1 уничтожение). Программой предусмотрен специальный комплекс защитных мероприятий и гарантии по охране окружающей среды, здоровья населения и социальному обеспечению, большинство из этих мер должны были быть осуществлены заблаговременно, то есть до начала процесса уничтожения химического оружия! Но на практике все эти меры остаются лишь на бумаге.

На сегодняшний день действия лиц, ответственных за реализацию Программы и непосредственно ее исполняющих в зоне защитных мероприятий в Щучанском районе Курганской области, можно расценить не иначе как чиновничий беспредел. По-другому мы не можем объяснить следующие факты. Уничтожение химического оружия категории 2 (боеприпасов, снаряженных фосгеном), находящегося на объекте в г. Щучье было произведено в нарушении статьи 12 Федерального Закона «О хранении и  уничтожении химического оружия» непосредственно на объекте хранения при чем в нарушении Программы без предварительной реализации необходимого комплекса защитных мероприятий.

В результате предусмотренного Программой «опережающего развития социальной инфраструктуры» для зон защитных мероприятий объектов уничтожения химического оружия в городе полностью уничтожены системы канализации, водо- и газоснабжения.

Даже в баню щучанцы вынуждены ездить в другой город за 40 км.

В зоне защитных мероприятий, в зоне, где возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с хранением и  уничтожением химического оружия, практически полностью отсутствует медицинская помощь населению. Даже в Центральной больнице Щучанского района, на базе которой согласно Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года № 1082 начиная с 2000 года должно было начаться образование консультативно-диагностического центра для обследования граждан, нет не только специальных медикаментов на случай химического поражения, но и обычных необходимых лекарств и специалистов для оказания повседневной медицинской помощи, отсутствует минимально необходимое оборудование. Реконструкция центральной районной больницы, начавшаяся в 2001 году, не закончена до сих пор, прием ведется в  неприспособленных помещениях, пациенты, в том числе дети, ожидают приема на улице зимой и летом. В деревнях закрываются оставшиеся фельдшерские пункты. Несмотря на то, что в г. Щучьем к 2005 году был построен новый консультативно-диагностический центр, маловероятно, что он в ближайшее время будет введен в эксплуатацию, так как высококвалифицированные специалисты и ученые вряд ли согласятся работать, даже вахтовым методом, в городе, где по улицам текут стоки канализации, и передвигаться можно только в болотных сапогах.

Оборудование для центра не закуплено, штат необходимых специалистов не укомплектован. Первая партия боеприпасов с химическими веществами уничтожена еще в 2001 году, однако ни один житель Щучьего до сих пор не прошел даже простой диспансеризации. Необходимые мониторинги здоровья граждан до сих пор не проводились, несмотря на то, что люди уже многие годы живут в непосредственной близости к объекту по хранению химического оружия. За эти годы по данным военных уничтожение аварийных боеприпасов происходило неоднократно, неоднократно зафиксированы и стали известны через СМИ факты внештатных ситуаций, чрезвычайных ситуаций, таких как пожары на складах химических боеприпасов, факты гибели военнослужащих Щучанского арсенала. Из средств массовой информации жители постоянно получают негативную информацию о возможной опасности их проживания в непосредственной близости от объектов по хранению и уничтожению химического оружия, и при этом знают из ответов на свои многочисленные запросы в соответствующие инстанции, что ничего не сделано для их защиты. По данным Управления ГО и ЧС Щучанского района система оповещения населения на случай чрезвычайной ситуации позволяет довести информацию об аварийной ситуации только до 40 % населения зоны защитных мероприятий. Отсутствует не только необходимое количество автобусов и грузового транспорта на случай эвакуации, но и практически полностью разрушена система общественного автотранспорта. По словам Начальника управления по делам ГО и ЧС Щучанского района «эвакуация зависит от умения жителей самостоятельно покидать зону поражения». Несмотря на то, что в информационных центрах жители получают сведения о смертельной опасности при воздействии на кожные покровы химических веществ, хранящихся на Щучанском арсенале, никакой информации о том, что каждому гражданину непосредственно необходимо делать в случае возникновения прямой угрозы химического поражения. Зато получают, например, информацию о том, что противогазы являются больше психологическим средством защиты, чем физическим. При этом единственный пункт бесплатной выдачи противогазов не работает. Доверие граждан к органам власти, военным, строительным организациям подорвано бесконечной борьбой за выживание. Какое мнение могло за эти годы сложиться у граждан в отношении качества и безопасности строящегося объекта по уничтожению химического оружия, если подрядчики не могут качественно построить обыкновенный жилой дом? Совершенно очевидно, что граждане вполне резонно опасаются за свою жизнь и жизнь своих детей. К сожалению, даже в случае полного восстановления социальной инфраструктуры положение жителей не улучшится. В результате строительства завода по уничтожению химического оружия и его дальнейшей эксплуатации, здоровью жителей будет нанесен непоправимый урон, т.к. в соответствии с проектом завод располагается над единственным в районе подземным источником питьевой воды, и планируется закачка отходов в подземные водоносные горизонты.

Очевидно, что такие условия делают проживание людей в зоне защитных мероприятий Щучанского района невозможным. У кого была возможность, в том числе наиболее квалифицированные кадры, уехали из этого района, а оставшиеся являются заложниками бездействия органов власти. Вместо региона с развитой социальной инфраструктурой, г. Щучье превращается в мертвый город. Щучанцы вот уже пять лет отстаивают свои права на достойный образ жизни. На сегодняшний день их надежды на восстановление прежней нормальной жизни полностью утрачены!

Оценить статью
(0)