Уважительные причины

Уважительные причины

Уважительные причины

14–16 сентября в Нью-Йорке прошел юбилейный саммит Организации Объединенных Наций, на который, как ожидалось, должны были приехать лидеры более чем 170 стран — членов этой крупнейшей международной организации. Некоторые из руководителей государств использовали эту возможность, чтобы провести двусторонние встречи, уладить и даже развить отношения. Например, новый президент Кыргызстана провел встречу с премьер-министром Турции, а президент Таджикистана — с Джорджем Соросом.

Ожидались выступления всех лидеров центрально-азиатских стран, в том числе и тех, кто в итоге не приехал — Нурсултана Назарбаева, Ислама Каримова и Сапармурата Ниязова. Впрочем, если Туркменбаши игнорирует почти все международные встречи, то неявка руководителей Казахстана и Узбекистана, заполнивших свои места министрами иностранных дел, официально не комментируется. Другими комментаторами высказываются различные предположения, особенно если комментаторы — оппозиционеры. Пишут, что Каримову, мол, стыдно за андижанские события, а Назарбаев опасается ареста по обвинению в участии в громком коррупционном скандале, окрещенном «Казахгейт».

Это, по меньшей мере, странно. Кажется, ООН остается единственной организацией, которая редко предъявляет претензии государствам, предпочитая в качестве гильотины использовать решения Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Наоборот, у многих постсоветских стран претензии, скорее, к другой организации — ОБСЕ, которую обвиняют во вмешательстве во внутренние дела государств, особенно во время предвыборных кампаний.

Но проблема, как представляется, довольно проста — штаб-квартира ООН находится на территории США, а прокуроры этой страны не жалуют президента Казахстана по причине обвинений в получении взяток в крупных размерах. «Согласно данным дела „Казахгейт“, самое первое событие преступления — дача 41 млн. долларов взятки Н. Назарбаеву и Н. Балгимбаеву за заключение с ней сделки по разработке месторождения Тенгиз — относится, самое раннее, к 17 мая 1996 г. Пятилетний срок давности по нему истек бы, самое раннее, в мае 2001 г.

Власти США начали собирать доказательства по этому делу за рубежом в июне 2000 г. Еще до предъявления обвинительного заключения правительство США в лице Департамента юстиции заручилось специальным ордером на продление на период сбора доказательств за рубежом согласно статье 18 Кодекса США, раздел 3292. Закон допускает трехгодичное ограничение на продолжительность действия подобного ордера. Этот срок не истек, поскольку Большое жюри Южного округа вынесло свое обвинительное заключение уже 2 апреля 2003 г.», — сообщает сайт www.eurasia.org.ru.

В последнее время обвинения направлены официальным Вашингтоном и против Ташкента, но касаются они андижанских событий и последующего демарша узбекских властей, призвавшего США покинуть военные аэродромы в Узбекистане.

Конечно, в Нью-Йорк не побоялись приехать другие изгои. Например, новый иранский президент постоянно был в центре пристального внимания, а Александр Лукашенко не стеснялся напоминать американским властям и про когда-то «цветущую Югославию», и про Афганистан и про «бойню в Ираке». Только дряхлый Фидель Кастро перестал приезжать на саммиты ООН, предпочитая в ежевечерних обращениях к населению по кубинскому ТВ проклинать «imperialismo americano». Но все предыдущие встречи команданте Фидель аккуратно приезжал в Нью-Йорк, используя трибуну ООН для высказывания американцам все, что он о них думает. Терять ему нечего — блокаду же все равно никто не снимет… Но, как вы можете правильно заметить, есть политические или идеологические противники, а есть те субъекты международного права, которые своеобразно трактуют законы, одновременно провозглашая себя демократическими странами, и уж совсем не любят, когда им указывают на нарушения. Президенты этих стран обижаются, отворачиваются и делают вид, что у них и так дел невпроворот, чтобы еще ездить в какой-то Нью-Йорк на какой-то саммит.

А ведь, правда, новоявленные государства, которые еще 14 лет назад были «сестрами в единой советской семье», ведут себя так, как будто именно они придумали ООН, ОБСЕ и прочие организации. С одной стороны, они подписывали все документы при вступлении в эти организации, стало быть, обязуясь выполнять их требования. А проходит время, и президенты стран СНГ начинают говорить о каком-то особом пути развития демократии. Им говорят о нарушениях прав человека, а они в ответ — «вмешательство во внутренние дела». Им — «искорените коррупцию», а в ответ — «мы учимся рыночной экономике». Чаще всего скандалы начинаются во время выборов. Ну, кто уже не помнит, как проходили выборы в СССР? Почти так же, как и сейчас, только сейчас вас постоянно убеждают в том, что вы делаете демократический выбор. При этом телевидение — государственное, административный ресурс — оттуда же. Международные организации говорят властям о нарушениях, а ответ слышат — «не ваше дело». Вероятно, по внутренним официальным каналам в ООН уже пришли письма с объяснениями по поводу отсутствия Назарбаева и Каримова на юбилейном саммите в Нью-Йорке. Может быть, даже назывались уважительные причины. Скорее всего, им поверят в очередной раз, поскольку и так известно, что президентские выборы выиграет Назарбаев (а как же иначе?), а Каримов еще более изолирует страну, изгоняя журналистов и правозащитников на дальних подступах к Узбекистану…

Оценить статью
(0)