Почему россияне все хуже слышат В.Путина?

Почему россияне все хуже слышат В.Путина?

Почему россияне все хуже слышат В.Путина?

Размышлениям на эту тему была посвящена пресс-конференция научного руководителя Института проблем глобализации, д.э.н. Михаила Делягина, состоявшаяся 19 октября в Москве. Свой анализ известный экономист построил на сопоставлении результатов социологических опросов и данных официальной статистики об экономических и социальных показателях развития страны.

Прежде всего, Михаил Делягин привел данные социологических опросов фонда «Общественное мнение» (ФОМ), свидетельствующие о снижении интереса населения к публичным выступлениям В.Путина. Так, доля россиян, которым интересно смотреть передачи, на которые Путин отвечает на вопросы граждан в прямом эфире, снизилось с 80% в ноябре прошлого года до 66% в сентябре этого. Доля граждан, которым это «не интересно», выросла более чем вдвое — с 13 до 29%.      Доля людей, которые не слышали ответы Путина на вопросы, увеличивается: с 24% в декабре 2002 до 28% в декабре 2003 и 33% в сентябре 2005 года (из знавших о его выступлении; от всего населения — с 22,6 до 23,8 и 29,7%). Таким образом, все большая часть россиян «не слышит» Путина.

         Из оставшихся доля тех, кому понравилось выступление Путина, снижается с 51 до 45 и 40% (от всего населения — с 47,9 до 38,3 и 36,0%). Доля тех, кому «не понравилось», уменьшилась с 13% в 2002 до 9% в 2003, но в 2005 году вновь составила 12% (составив от всего населения 12.2, 7.7 и 10,8%).

\"Вам интересно или не интересно смотреть сюжеты и телепередачи, где В.Путин отвечает на вопросы россиян в прямом эфире («прямая линия»)?

«А Вы лично слышали или не слышали, как В.Путин отвечал на вопросы граждан? И если слышали, то Вам понравилось или не понравилось, как он отвечал?» (ответы заявивших, что им известно о выступлении В.Путина).

Источник: ФОМ

         Как считает Михаил Делягин, качество официальной пропаганды (а не только ее количество), в последнее время, безусловно, значительно увеличилось (в частности, образ В.Путина стал подаваться менее казенно, более гибко и при этом более плотно, а его критика была практически устранена из медиа-поля). Бизнес поставлен под жесткий контроль государства, а информационное и политическое пространства — «окончательно выровнены». Поэтому негативное изменение восприятия В.Путина не может быть вызвано пропагандистскими или технологическими причинами. Остается одна — социально-экономическая.

С января 2003 по сентябрь 2005 года, несмотря на значительный статистический рост реальных доходов населения, продолжил М.Делягин, позитивные изменения в его социальной структуре, по данным опросов центра Левады, оказались совершенно незначительными (что косвенно подтвердил Путин: признав в начале сентября наличие 25 млн.чел. с доходами ниже прожиточного минимума, он тем самым признал, что их численность практически не снизилась за последний год и что, соответственно, Росстат не случайно прекратил публикацию соответствующей статистики).

         Доля людей, испытывающих нехватку средств для покупки еды («уровень нищеты»), весьма ощутимо снизилась за 2002 год — с 21 до 16% (в 2000 году было 23%). К сентябрю 2005 года она уменьшилась лишь до 14%! Доля испытывающих финансовые затруднения при покупке одежды («уровень бедности») за 2002 год уменьшилась с 43 до 39% (в 2000 году их было 42%). К сентябрю 2005 — до 37%.

         Доля тех, кому не хватает денег на покупку простой бытовой техники — телевизора, холодильника, — за 2002 год выросла с 31 до 35% (в 2000 году их было 28%). К сентябрю 2005 — до 37%.      Доля тех, кто имеет средства для покупки товаров длительного пользования, но не может купить машину, выросла за 2002 год с 4 до 10% (2000 год — 6%).

Можно сказать, что 2002 год стал годом рождения «среднего класса». К сентябрю 2005 года их удельный вес вырос до 11%. (Доля богатых, признающихся в способности купить машину, квартиру, дачу, выросла за 2002 год с 0 до 1% и осталась на этом уровне).

Что же касается экономических показателей, то, как отметил М.Делягин, 2002 год был сложным: цена нефти Urals снизилась с 26,6 долл/барр в 2000 году до 23,0 в 2001 г. и 23,7 в 2002 г., и это отразилось на всей экономике: рост ВВП замедлился с 10% в 2000 г. и 5% в 2001 году до 4.3%, а инвестиционный, сократившись с 17,6 и 10,0% до 2.6%, вообще находился в пределах статистической ошибки. Неиспользуемые остатки федерального бюджета на конец 2002 года составили 32,9 млрд.руб., золотовалютные резервы Центробанка — 47,8 млрд.долл..

         В сентябре 2005 года цена нефти Urals превысила 55 долл/барр. Рост ВВП за период с начала 2003 по середину 2005 года превысил 18%, инвестиций — 30%. Неиспользуемые остатки федерального бюджета к концу сентября 2005 года выросли в 43 раза — до 1,42 трлн.руб., золотовалютные резервы Центробанка — в 3,3 раза, до 159,6 млрд.долл. (на 1 октября 2005 года).

         Более того: выросли и реальные доходы населения. В 2002 году они увеличились на 9.9%, а за период с января 2003 по середину 2005 — на 29%! И, несмотря на это, социальная структура российского общества улучшилась крайне незначительно. Это наглядно показывает, что «путинское процветание» не касается большинства россиян — и они неумолимо теряют интерес к его символу.

Оценить статью
(0)