14 ноября в Кремле президент РФ Владимир Путин и президент Узбекистана Ислам Каримов подписали договор о союзнических отношениях между двумя странами.
Интервью по этому поводу дал «Голосу Америки» член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.
Наджия Бадыкова: Очередное соглашение между Россией и Узбекистаном, по идее, говорит о том, что идет дальнейшее сближение между двумя странами. Как вы прокомментируете новое соглашение?
Алексей Малашенко: Я думаю, что новое соглашение в союзнических отношениях — это очередное свидетельство того, что отношения — действительно на самом высоком уровне, что Узбекистану есть, наконец на кого приклониться. Есть государство, которое готово поддержать официальную политику Ислама Каримова полностью, от сих — до сих, и во внутренней ситуации, и во внешней. Но есть одно обстоятельство, которое наводит на размышления. Все те договоры, которые подписываются на постсоветском пространстве, они, я бы сказал, имеют
Н.Б.: Изменится ли баланс сил в регионе после подписания этого договора? Уменьшится ли роль, например, Соединенных Штатов Америки?
А.М.: Я думаю, что Соединенные Штаты относятся к подписанию этого договора достаточно разумно и индифферентно. Во всяком случае, в Вашингтоне предвидели его подписание, и в этом не видят ничего особенного. В принципе, та ситуация, которая сейчас возникла в регионе, и которая будет продолжаться, я бы сказал, очень и очень долго — она свидетельствует о том, что одного внешнего лидера в этом регионе быть не может. И вот этот внешний фактор будет решаться в треугольнике — Китай, Соединенные Штаты и Россия. Между этими государствами в рамках региона есть определенный консенсус, который признается и в Москве, и в Пекине, и в Вашингтоне, хотя это делается неофициально. Так что тут особой интриги я не вижу. Более интересно то, как будут складываться отношения внутри самого региона. Россия традиционно в последние годы прежде всего укрепляла отношения с Казахстаном, это была ее самая главная преференция. И всем известно о существовании, скажем, трений, недопонимания между Алматы и Узбекистаном. Вот в этой ситуации Москва всегда была опять же ближе к Назарбаеву. Сейчас, я бы сказал, возникает новая интрига, возникает новый «малый» треугольник — это Ташкент, Алматы, Москва — и как в нем будут складываться отношения, пока сказать очень трудно. Я думаю, что Москва заинтересована в равной приближенности к себе, и Ташкента и Алматы. И я думаю, что и Ислам Каримов и Назарбаев будут тоже подчеркивать вот эту свою особость для московской стратегии в Центральной Азии.