Незаконные рубки являются серьезной проблемой для всех стран с переходной экономикой в Европе и Центральной Азии.
Министерская конференция по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе (ФЛЕГ) Европы и Северной Азии (ЕСА) будет проходить с 22 по 25 ноября в
Цели процесса
- Выражение политической воли со стороны правительств (как
- Подтверждение признания общей ответственности и необходимости сотрудничества между заинтересованными сторонами в целях решения этих проблем; и
- Подготовка программы действий по выполнению этих намерений в форме выработки и принятия Министерской декларации и Плана действий по решению проблем правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии.
Конференция проводится по инициативе Российской Федерации, а Всемирный банк выступает ее
Активное участие в подготовке и проведении конференции приняли представители гражданского общества. Специалистами общественных организаций на базе сайта Forest.RU создан специальный раздел, посвящённый процессу ФЛЕГ в России
Коррупция в России: между Гондурасом и
При организации международных программ в области правоприменения, предусматривающих совместные действия стран, сильно различающихся по степени эффективности и ответственности работы органов государственной власти, необходимо проводить тщательный анализ коррупционной емкости предлагаемых мероприятий, а также предусматривать мощную систему «защиты от дурака». Об этом говорится в материалах к Министерской конференции ФЛЕГ
В этом плане регион Европа и Северная Азия в котором проводится очередная конференция по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе (процесс ЕСА ФЛЕГ), является гораздо более сложным, чем
В настоящее время общепризнанным международным индикатором оценки этого явления является «Индекс восприятия коррупции» (ИВК), который ежегодно публикует неправительственная организация «Трансперенси Интернешнл» (Transparency International Corruption Perception Index — CPI). На основании многочисленных оценок экспертов и представителей бизнеса уровень коррупции в различных странах мира оценивается в баллах от 10 (самый низкий уровень коррупции) до 0 (самый высокий уровень коррупции). В 2005 года оценки ИВК были сделаны для 159 из 200 стран мира.
В 2004 году ИВК России был 2,8. В 2005 году он понизился до 2,4. Это заставляет отнести ее в число сильно коррумпированных стран мира. По этому показателю в 2005 году Россия оказалась между Гондурасом (ИВК 2,6) и
В 2005 году «Индекс восприятия коррупции» в Великобритании составил 8,6, Канаде — 8,4, Германии — 8,2, США — 7,6, Франции — 7,5, Японии — 7,3. Ближе всего по уровню коррумпированности к России находится такой член Большой Восьмерки, как Италия — ИВК 5,0.
Однако на общем мировом фоне члены Большой Восьмерки отнюдь не входят в число самых некоррумпированных государств. На первых местах по честности чиновников и отсутствию у них склонности брать или вымогать взятки находятся такие партнеры в российской лесной торговле как Финляндия (ИВК 9,6 - вторая по некоррумпированности страна мира!), Дания (ИВК 9,5), Швеция (ИВК 9,2), Австрия (ИВК 8,7).
В последние годы в России наблюдается все более активное вмешательство представителей органов государственной власти в работу частного сектора, что наносит большой ущерб его деятельности. В стране отсутствует независимая эффективная судебная система. Все это приводит к высокому уровню недоверия населения к деятельности органов государственной власти.
Необходимость достижения взаимопонимания заинтересованных сторон — структур государственного управления, частных предпринимателей, гражданского общества критически важна для совершенствования управления лесами и правоприменения в лесном секторе. При отсутствии общего понимания того, что является законным и справедливым, односторонняя ориентация на предложения представителей государственной бюрократии может привести к созданию новых административных барьеров для легальных лесопользователей, росту коррупции и социальной напряженности.
На необходимость принятия решительных мер по борьбе с коррупцией в рамках процесса ЕСА ФЛЕГ было указано в решениях встречи представителей ведущих природоохранных организаций и крупнейших лесопромышленных компаний мира, прошедшей 2–3 ноября 2005 года в
По данным «НИПИЭИлеспром», объем российского лесного экспорта с 1996 года по 2004 год увеличился с 3,3 млрд долларов США до 6,6 млрд. долларов США. В период с 1998 по 2004 гг. экспортные поставки российского круглого леса выросли с 20 млн. кубометров до 41,5 млн. кубометров, пиломатериалов - с 4,6 млн. кубометров до 13,1 млн. кубометров, бумаги и картона с 1,8 млн. т до 2,6 млн. т. В 2004 году российский экспорт обеспечил 31,4% объема международной торговли круглым лесом, 10,7% пиломатериалами, 7,1% фанерой и 2,4% бумагой и картоном.
Главными регионами, в которых ведется заготовка экспортируемого из России круглого леса, являются
Основными регионами производства экспортируемых из России пиломатериалов являются
Основными покупателями российской бумаги и картона являются Китай (10%), Индия (10%), Германия (9%), Турция (8%), Великобритания (6%), Иран (5%), Ирландия (4%).
Этих импортеров, наверное, должна интересовать информация о состоянии правоприменения в российском лесном секторе и анализ общественного мнения по этому вопросу. Особенный интерес этот вопрос должен представлять для таких слабо коррумпированных стран как Финляндия (ИВК 9,6), Швеция (ИВК 9,2), Австрия (ИВК 8,7), Великобритания (ИВК 8,6), Германия (ИВК 8,2), Япония (ИВК 7,3).
Для представителей Китая (ИВК 3,2), который за последние годы стал крупнейшим покупателем российских лесных товаров, этот вопрос, наверное, будет не очень актуален. Разница с Россией (ИВК 2,4–2,8) невелика. А вот импортерам продукции, которая получается в результате переработки российского леса на китайских предприятиях (в основном это Евросоюз и США), видимо, есть о чем задуматься. Если Индонезия (ИВК 2,2) снабжает китайскую деревообрабатывающую промышленность дешевой, но не совсем легальной тропической древесиной, то за последние годы Россия (ИВК 2,4) взяла на себя функцию поставок аналогичной древесины из таежных лесов.
Согласно данным официальной статистики, за 2004 — первую половину 2005 года, уровень нелегальных лесозаготовок в России не превышает 700–800 тыс. кубометров в год, что составляет менее 0,5% от общего объема лесозаготовок. Если бы эти данные соответствовали действительности, то российских лесопользователей можно было бы смело вносить в число самых законопослушных, а систему правоприменения — самых эффективных в мире.
Контрастом этим данным являются неоднократные заявления руководителей высокого уровня, включая губернаторов, об очень высоком уровне правонарушений в лесном секторе. Руководство ряда регионов (Вологодская область, Дальневосточный федеральный округ) признает, что в некоторых случаях власти утратили контроль за лесозаготовками и экспортом древесины.
Эксперты общественных организаций на основании исследований, которые начали проводиться в различных регионах страны еще с середины
Только в последние месяцы с учетом данных аэрокосмического мониторинга лесов, представители Федерального агентства лесного хозяйства России начинают признавать, что уровень нелегальных лесозаготовок гораздо выше, чем это отражается в официальной статистике.
Очевидно, что существуют большие различия в степени оценки серьезности проблемы правоприменения в российском лесном секторе. Официальные власти, похоже, только сейчас начинают постепенно признавать более реальные объемы нелегальных рубок и других правонарушений, что приведет к необходимости серьезного пересмотра оценки эффективности их деятельности. Серьезные проблемы с информационной открытостью российского лесного сектора усугубляются тем, что Россия до сих пор не присоединилась к Орхусской конвенции об участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
В этих условиях выяснение общественного мнения о серьезности проблемы правонарушений, оценки эффективности действий властей по борьбе с этим явлением, взаимодействия органов власти и общественности представляет особенный интерес. Изменение этих показателей с течением времени должно стать одной из объективных оценок эффективности деятельности по совершенствованию системы управления лесами и правоприменения в лесном секторе.
Полная версия доклада «Правоприменение и управление в лесном секторе России: опросы общественного мнения» на русском и английском языках доступна на (http://www.forest.ru/rus/workshops/fleg/documents.html ).
Предложения общественных организаций в национальный план действий
Российские неправительственные природоохранные организации (НПО) считают, что накопившиеся проблемы российского лесного сектора можно будет решить только при наличии тщательно и качественно проработанного Национального плана действий по преодолению проблем правоприменения и управления в лесном секторе. Такой план должен содержать однозначно сформулированные, реально выполнимые и эффективные меры, поддержанные четко определённым и достаточным финансированием, а также механизмы, позволяющие контролировать качество выполнения и эффективность предложенных мер.
По мнению представителей НПО, успешное выполнение Плана возможно только при полной открытости процесса, участии в выработке решений и возможности контроля выполнения решений со стороны природоохранных НПО и иных представителей гражданского общества.
Основываясь на положениях Министерской декларации, План должен учитывать социальные, экономические, политические особенности российской действительности и экологическую роль российских лесов и должен включать следующие положения:
Политические аспекты
-
-
-
- Провести с участием общественности в 2007 году оценку эффективности пунктов плана действий и их воздействия на решение проблем
правоприменения и управления в лесном секторе.
Законодательство и судебная система
-
-
- переработать Методику составления планов рубок (1989 г.) и Схему типового проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда (1994 г.) в целях обеспечения соответствия планов и проектов действующему законодательству в области экологической экспертизы;
-
-
-
- Исключить из действующего законодательства устаревшие ограничения и нормы, противоречащие современным представлениям об экологии леса:
-
чтобы привести их в соответствие с требованиями к ведению устойчивого и экологически грамотного лесопользования, и представить на государственную экологическую экспертизу. Процесс переработки данных документов должен быть открытым и идти с активным привлечением общественности и бизнеса.
-
-
- обратиться к Правительству Российской Федерации как к субъекту законодательной инициативы о внесении дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях о наделении представителей общественных объединений специальными полномочиями в области инспектирования хозяйствующих субъектов при осуществлении общественного экологического контроля — правом составления от своего имени протоколов, актов и т.п.;
-
- переработать Инструкцию по проведению лесоустройства в лесном фонде России (1994г.), предусмотрев участие общественности на всех этапах проектирования, включая самые ранние, в т.ч. планирование.
Создание институциональной основы и потенциала
-
- обеспечить открытость для широких слоев общественности информации о состоянии лесов, управлении лесами и лесопользовании (в том числе о времени и месте проведения конкурсов и аукционов по предоставлении лесов в аренду и т.д.). Для этого, в частности, придать на уровне федерального закона статуса государственных информационных ресурсов информации о лесном фонде и лесопользовании;
- в целях обеспечения информационной прозрачности в сфере управления лесопользованием придать на уровне федерального закона статуса государственных информационных ресурсов информации о лесном фонде и лесопользовании;
-