В Санкт-Петербурге начались мероприятия Конференции министров по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ЕСА ФЛЕГ).
У тех представителей общественности, кто смог утром 21 ноября добраться до гостиницы «Прибалтийская», программа конференции вызвала удивление: в примечаниях к графику межправительственных переговоров было указано, что в этом мероприятии могут участвовать только члены официальных делегаций. Представители гражданского общества и промышленного сектора в это время смогут заниматься диалогом друг с другом. Похоже, предполагалось, что обсуждать что-либо с представителями правительственных делегаций они смогут во время перерывов на обед, кофе, а также на приеме по случаю открытия конференции.
Возникало ощущение, что представители правительств будут обсуждать что-то очень секретное, вроде производства наркотиков или торговли атомными бомбами. Опытные организаторы процесса ФЛЕГ разъяснили, что некоторые правительственные делегации в присутствии представителей общественных организаций будут смущаться. В результате они не скажут того, что хотели, а если скажут, то потом будут горько об этом жалеть.
Тут представители общественности еще больше захотели узнать, что же такого представители некоторых правительств могут сказать по проблеме борьбы с нелегальными рубками и связанной с ними торговлей, что это можно произнести только за плотно закрытыми дверями.
Помня о том, что лучшими средствами борьбы с незаконными рубками и связанной с ними коррупцией являются открытость и прозрачность, представители общественных организаций решили предложить использовать их опыт и знания в этой сфере и подготовили Заявление неправительственных организаций по поводу прозрачности процесса ENA FLEG. В документе говорится:
Представители гражданского общества, участвующие в Министерской конференции ENA FLEG, намерены внести посильный вклад в успешное развитие процесса ENA FLEG.
Однако, в начале Министерской конференции нам (неправительственным организациям) все еще неизвестна позиция правительственных делегаций стран, играющих ведущую роль в процессе ENA FLEG. Мы хотели бы знать позицию этих делегаций, их представление о проблемах, которые должны быть решены, и о том, какой вклад в процесс ENA FLEG они хотели бы видеть со стороны гражданского общества как во время Министерской конференции, так и при выполнении ее решений.
Представители гражданского общества, участвующие в Министерской конференции ENA FLEG, обладают обширным и уникальным опытом в решении проблем лесоуправления и готовы к продуктивному и конструктивному сотрудничеству с официальными правительственными делегациями. Однако, такое сотрудничество возможно только в том случае, если работа Министерской конференции будет достаточно открытой и прозрачной.
В настоящее время программа министерской конференции организована таким образом, что практически вся работа официальных делегаций будет происходить «за закрытыми дверями», без какой-либо возможности участия представителей гражданского общества. Если предложенная программа конференции не будет изменена, возможности использования опыта гражданского общества для улучшения Министерской декларации и Индикативного плана действий будут потеряны. В этом случае присутствие представителей гражданского общества на Министерской конференции превратится в практически бесполезную формальность.
Мы обеспокоены тем, что процессу ENA FLEG в его нынешнем виде пока не удается стать положительным примером участия гражданского общества, поскольку он практически не дает возможности его представителям наблюдать за ходом переговоров и использовать свой опыт и знания на пользу этим переговорам. Если Министерской конференцией будет установлен низкий стандарт открытости и возможностей гражданского участия, как это уже случалось на предшествующих Министерских конференциях процессов FLEG — станут обоснованными опасения по поводу эффективности процесса и практического применения его результатов.
Представляется исключительно важным, чтобы Министерская конференция положила начало конструктивному, открытому для общественного участия и эффективному процессу, тем самым создав положительный пример для остальных региональных процессов FLEG.
Министерская конференция должна следовать практике общественного участия, сложившейся в рамках похожих процессов, организуемых ООН — таких как Форум ООН по лесам (UNFF), Конвенция по биологическому разнообразию (CBD) и Международное соглашение по тропической древесине (ITTO). Мы хотим видеть аналогичный или более высокий уровень прозрачности и гражданского участия в Министерской конференции ENA FLEG.
Представители гражданского общества должны быть допущены к переговорам в качестве наблюдателей. Кроме того, должна быть создана специальная согласовательная группа, встречи которой должны проводиться как минимум ежедневно.
Комментарий участников
Этот невинный и в чем-то даже трогательный документ почему-то вызвал бурную реакцию кого-то из членов Международного подготовительного комитета. Поздно вечером 1 (один) представитель общественных организаций получил разрешение проникнуть в зал заседаний МКК и доложить его членам текст «Заявления». Члены МКК затребовали 40 копий «Заявления», после чего представители общественности стали беспокоиться за судьбу парламентера.
Только через час представитель общественности смог проникнуть в зал заседаний МКК. Он вышел оттуда через 10 минут, живой и счастливый, и сказал, что вопросов по тексту заявления не было, равно как и ответа.
Международный координационный комитет продолжил свою тяжелую сложную работу, и решение отказать НПО в их просьбе было принято в начале 12 ночи.