Отношения Москвы и Тбилиси продолжают стремительно ухудшаться. По сообщениям ряда СМИ, парламент Грузии единогласно принял решение начать рассмотрение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания Грузии в Содружестве независимых государств. Правда, по словам спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе, само обсуждение этого вопроса не означает немедленного выхода Грузии из СНГ, тем не менее на фоне нынешнего обострения российско-грузинских отношений сам факт обсуждения в парламенте подобной инициативы заслуживает серьезного внимания. Более того, на сей раз вряд ли возможно прибегнуть к излюбленным российской стороной аргументам, что речь, мол, идет о «популистском шаге» властей, пытающихся «отвлечь аудиторию» от собственных ошибок, — обсуждение этой темы было инициировано представителем оппозиции Давидом Бердзенишвили, заявившим, что нахождение в СНГ противоречит курсу Грузии на интеграцию в НАТО и Евросоюз: по его мнению, «Россия не является сегодня партнером Грузии, поэтому нахождение в ее пространстве в рамках СНГ противоречит грузинским национальным и стратегическим интересам». Нино Бурджанадзе, в свою очередь, заявила, что рассмотрение данного вопроса «вполне приемлемо», и подчеркнула, что решение о выходе Грузии из СНГ «должно быть принято координированно, с учетом всех нюансов». Еще раньше Давид Бердзенишвили, призвав к выходу страны из СНГ, заявлял, что «русские все сделали для того, чтобы нас там не было, поэтому нужно принять решение и оставить СНГ. Мы должны понять, что СНГ и североатлантический выбор Грузии несовместимы».
Конечно, проявили себя и «миротворцы». Так, лидер парламентского большинства Майя Надирадзе напомнила, что «нахождение во власти требует и большой ответственности», и, по утверждению представителей правительства, выход из СНГ вызовет «рост экономических риск-факторов и нанесет ущерб Грузии». Однако преобладают в Тбилиси совершенно иные настроения. «Сегодня Россия оказывает давление на Грузию, а завтра то же самое сделает и по отношению к другим государствам, входящим в СНГ», — заявила спикер парламента Нино Бурджанадзе.
Многие наблюдатели расценили инициативу Бердзенишвили как ответ на скандал вокруг «черных списков». Он разгорелся после того, как российское посольство отказало во въездной визе председателю комитета по обороне и безопасности грузинского парламента Гиви Таргамадзе. Он был приглашен главой соответствующего комитета российской Госдумы и должен был в составе грузинской делегации принять участие в Межпарламентской ассамблее СНГ, проходящей в Петербурге, а еще раньше обвинил российских миротворцев в причастности к торговле наркотиками. В ответ вся грузинская делегация во главе со спикером парламента Нино Бурджанадзе отказалась от поездки в Россию, действия парламентариев поддержал президент страны Михаил Саакашвили, После этого российские власти все же дали визу Таргамадзе, а председатель Совета Федерации России Сергей Миронов не нашел ничего лучше, чем попытаться замять дело и заявить, что причиной этой ситуации стало недоразумение. «Из-за безалаберности сотрудника посольства мы имеем практически международный скандал», — сказал он на открытии Межпарламентской ассамблеи. Возможно, в любой другой ситуации попытка свести все к «безалаберности» и «техническим проблемам» имела бы успех, но в Тбилиси расценили происшедшее совершенно иначе: здесь пришли к выводу, что в России существует «черный список» грузинских политиков, которым запрещен въезд в Россию. Россия наличие такого списка отрицает, посол России в Грузии Владимир Чхиквишвили утверждает: «Я должен категорически заявить, что никаких черных списков в отношении каких-либо действующих грузинских политиков нет и быть не может», — однако МИД Грузии вместе с парламентом решил создать так называемый «черный список» иностранцев, приезд которых в Грузию нежелателен. «Исполнительная власть вместе с нами интенсивно работает над созданием такого списка. В ближайшее время общественность узнает фамилии тех, приезд кого в Грузию нежелателен», — сказал журналистам заместитель председателя парламентского комитета по юридическим вопросам Георгий Бокерия. Он дал понять, что в «черном списке» будут и россияне. Грузинские депутаты в качестве возможных кандидатов уже называют ряд своих российских коллег — Жириновского, Бабурина, Алксниса и Митрофанова. Речь идет о представителях формально оппозиционного лагеря, фигур, равных по своему положению «пострадавшему» Гиви Таргамадзе, среди «намеченных кандидатур» не называют, однако очевидно, что из разразившегося скандала Москве придется делать выводы.