В начале ноября 2005 года юристы Института Развития Свободы Информации обратились в Верховный Суд России с заявлением, в котором просили признать незаконным Постановление Правительства РФ № 1233 от 3 ноября 1994 года «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти».
Напомним, что до этого полтора года Институт вел работу по доступу к этому скрываемому от ока общественности нормативному правовому акту Правительства России, регулирующему режим служебной тайны. Постановление было издано в 1994 году под грифом «Для служебного пользования» и, соответственно, нигде не было опубликовано. Однако, несмотря на это, в нарушение положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ Постановление повсеместно использовалось органами государственной власти в качестве «правового» основания для ограничения доступа граждан и организаций к определенной информации.
16 августа 2005 года Московский городской суд отклонил кассационную жалобу Института к Правительству РФ и Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) на решение Басманного районного суда г. Москвы от 18 февраля 2005 года, которым требования Института к Правительству РФ и ФСТЭК России предоставить Постановление оставлены без удовлетворения.
На момент обращения Института в Басманный суд Постановление не было официально опубликовано, ни представители Правительства РФ и ФСТЭК России, ни обе судебные инстанции в своих решениях так и не смогли сформулировать:
- какие
-каким
Несмотря на это, решение суда об отказе в предоставлении Постановления вступило в силу, и юристы Института начали подумывать об обращении в Европейский Суд по правам человека.
Параллельно с судебным процессом Институт вел переписку с
Как и ожидалось, в скрываемом от общественности правительственном нормативном правовом акте содержатся весьма расплывчатые основания для отнесения конкретных сведений к категории информации ограниченного доступа. Согласно п. 1.2. утвержденного Постановлением Положения к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных предприятий, учреждений и организаций, ограничения на распространения которой диктуются служебной необходимостью.
Таким образом, в качестве основания ограничения конституционного права граждан выступают не конкретные объективные данные, а субъективный фактор — «служебная необходимость». При таком неопределенном характере «правовой» нормы в условиях российской действительности и менталитета чиновников к служебной тайне будет отнесен и уже относится если не все то значительная часть информационных ресурсов, находящихся в распоряжении государства.
Именно эти положения Постановления и стали поводом для обращения юристов Института в Верховный Суд России с жалобой об оспаривании нормативного правового акта Правительства РФ, как нарушающего права граждан на доступ к информации.
Судебное заседание Верховного Суда назначено на 10–00 20 декабря 2005 года в здании Верховного Суда России по адресу: Москва, ул. Поварская, 15 зал. 3022 (Судья Верховного Суда РФ Владимир Зайцев).