Что является критерием

Что является критерием

Что является критерием

С началом избирательной кампании по выборам депутатов Московской городской Думы четвертого созыва активную деятельность развернула рабочая группа Мосгоризбиркома по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов. Участвовавшая в заседаниях рабочей группы юрист ФЗГ Светлана Земскова обнаружила, что одним из поводов для привлечения СМИ к ответственности за административное правонарушение зачастую используется пункт 2 статьи 45 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Он гласит, что «содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений».

В период избирательной кампании именно положение о недопустимости нарушения равенства кандидатов стало основным инструментом давления на СМИ, которые не участвуют в выборах. И если то или иное издание размещало, к примеру, сообщение о законотворческих процессах, в которых принимал участие тот или иной кандидат, это рассматривалось рабочей группой также как информирование избирателей.

Кроме того, СМИ, поместившие чуть больше сообщений об одном из кандидатов, чем о другом, легко могут оказаться на заседаниях Мосгоризбиркома, и там уже объяснять, почему они уделяют этому кандидату повышенное внимание. А вопрос о том, как толковать с юридической точки зрения принцип равенства кандидатов, до сих пор остается не урегулированным. Единого подхода к соблюдению принципа равенства, как показали заседания Мосгоризбиркома, не существует и там. Но при малейшем отклонении количества сообщений в сторону того или иного избирательного объединения всегда есть повод вынести протокол об административном правонарушении в отношении редакции.

В этой ситуации Фонд защиты гласности обратился 21 ноября к председателю Центральной избирательной комиссии РФ Александру Вешнякову с письмом. В своем обращении ФЗГ просит дать разъяснения, «что будет являться количественным показателем преимущественного освещения СМИ деятельности одной политической партии и выдвинутых ею кандидатов?».
«Учитывая, что в пункте 4 статьи 45 Закона об основных гарантиях избирательных прав закреплено, что организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей, решение вопроса о преимущественном освещении предвыборных мероприятий имеет существенное значение для свободы СМИ и их деятельности», — говорится в документе, подписанном президентом ФЗГ Алексеем Симоновым.

28 ноября ФЗГ получил из Центризбиркома ответ, подписанный членом Центральной избирательной комиссии РФ. В. Бутаевым, в котором, в частности, говорится: «Полагаем, что …неправомерным преимущественным освещением предвыборных мероприятий кандидатов, избирательных объединений следует считать такое освещение, при котором в посвященном выборам информационном блоке распространяется с явным преобладанием информация о мероприятиях одних кандидатов, избирательных объединений, в том числе, при замалчивании информации о мероприятиях других кандидатов, избирательных объединений, о которых были надлежащим образом уведомлены представители соответствующих организаций, осуществляющих выпуск СМИ».

Полностью текст документа помещен на сайте ФЗГ.

Комментарий юриста ФЗГ Светланы Земсковой:

Позиция членов Мосгоризбиркома коренным образом расходится с позицией ЦИК по вопросам освещения СМИ предвыборных мероприятий кандидатов, избирательных объединений. На заседаниях члены Мосгоризбиркома при решении вопроса о преимущественном освещении СМИ деятельности тех или иных кандидатов высказывали доводы, что СМИ обязаны равно освещать предвыборные мероприятиях всех 11 партий, вне зависимости от того, имеется ли информационный повод или нет. По словам членов Мосгоризбиркома, журналисты обязаны сами находить информационные поводы и сообщать о кандидатах в СМИ.

В то же время ЦИК четко обозначил, что «освещение СМИ предвыборных мероприятий зависит от количества таких мероприятий и от того, были ли представители конкретной организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания надлежащим образом уведомлены о проведении конкретного мероприятия».

Оценить статью
(0)