Вопрос о коррупции - это всегда вопрос о власти

Вопрос о коррупции - это всегда вопрос о власти

Вопрос о коррупции - это всегда вопрос о власти

«Коррупция является самой актуальной проблемой для жизни российского общества», — заявил научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, открывая круглый стол «Коррупция: мировой опыт успешной борьбы и реалии современной России», состоявшийся 1 декабря в Москве.

Разъедая системы управления, прежде всего, на государственном уровне, коррупция ставит аппарат государства под контроль наименее ответственных, а часто и вовсе преступных элементов общества. В  современных условиях коррупция не просто пронизала все поры системы управления, но и стала системной, то есть достигла масштабов, при которых значительная часть важнейших решений принимается, исходя из коррупционных интересов.

«Сегодня правительство не знает, как обуздать растущую инфляцию. При этом мало кто уже отрицает, что инфляция вызвана не монетарными факторами, а произволом монополий. Однако и монополии сегодня бывают просто вынуждены завышать цены, чтобы таким образом компенсировать размеры вымогаемых с бизнеса взяток», — сообщил Михаил Делягин.

Он отметил, что чиновничьи поборы растут соразмерно аппетитам коррупционеров, а вовсе не темпам роста производств. По данным исследований фонда «ИНДЕМ», валютный эквивалент вымогаемых у бизнеса взяток вырос за 2000–2004 годы в 8,5 раза! И это при росте нетерпимости к коррупции среди населения. По словам экономиста, за тот же период взятки в сфере бытовой коррупции увеличились на 10%. «Впрочем, здесь существенного роста быть не может, потому что доходы населения растут значительно медленнее, чем у бизнеса», — заметил Делягин.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности, председатель Комиссии ГД по противодействию коррупции Михаил Гришанков считает, что ни в одной стране мира коррупцию не победили. «Однако во многих станах разработали работающие механизмы противодействия коррупции», — подчеркнул депутат.

По мнению Гришанкова, подобные механизмы содержатся в Европейской Конвенции по борьбе с коррупцией, которую Россия подписала в 1999 году и в Конвенции ООН против коррупции, подписанной в 2003 году. Ратификации нижней палаты российского парламента ожидает Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Депутат считает, что подписанием этих документов была проявлена политическая воля руководства страны, однако перейти от деклараций к делам пока не удавалось.

«Наша комиссия взяла на себя работу по приведению российского законодательства в международным стандартам», — сообщил Михаил Гришанков. По его словам, результатом этой работы станут конкретные законопроекты, которые будут внесены в Госдуму для совершенствования правового поля страны. В частности, депутат считает нужным вернуть в Уголовный кодекс (УК) конфискацию в качестве дополнительной меры наказания за преступления, связанные с коррупцией, торговлей наркотиками и терроризмом. Также Гришанков призвал учитывать успешный опыт Италии. В этой стране государственные чиновники обязаны объяснить: откуда у членов их семей появляется то или иное имущество.

Генеральный директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparancy Intermational» Елена Панфилова уверена, что модели борьбы с коррупции не существует. «В Гонконге противодействие коррупции идет успешно, но это вовсе не значит, что „модель Гонконга“ сработает в любой другой стране», — заметила Панфилова. По ее словам, для обуздания коррупции в любой стране нужны «подотчетная исполнительная власть, которая подвержена независимому внешнему надзору; сильная законодательная власть, которая не является придатком исполнительной власти; сильная и хорошо финансируемая судебная власть; независимые СМИ».

«Главным необходимым условием борьбы с коррупцией является наличие у руководства страны политической воли», — подчеркнула Елена Панфилова. По ее мнению, именно факт ратификации международных конвенций покажет наличие политической воли у российского руководства.

По мнению генерал-майора милиции, руководителя российского Бюро Интерпола Владимира Овчинского, ратификация и исполнение международных конвенций затягивается намеренно. «Стержнем этих документов является введение конфискации имущества у лиц, вовлеченных в коррупционную деятельность. Та же конвенция ООН предусматривает помимо конфискации поиск банковских счетов, их арест и возвращение денег в страну», — сообщил Овчинский.

Генерал-майор считает неприемлемой ситуацию, когда «в результате уничтожения статьи 52-ой УК» вместо конфискаций введена система штрафов. «Теперь виновный в воровстве миллионов может выплатить штраф в несколько тысяч и жить спокойно», — отметил милиционер. По его мнению, без страха перед конфискацией капиталов коррупцию не одолеть.

«В США государство знаменито борьбой с коррупцией. У них есть серьезные успехи. Так почему, когда США только ужесточает антикоррупционные меры, мы их в нашем положении либерализуем?!», — выразил свое возмущение Владимир Овчинников.

По его словам, в США ежегодно силами ФБР проводятся агентурные операции в судебном корпусе, в результате чего наказанию подвергаются целые судейские составы. «Только на страхе перед оперативной работой держится неподкупное американское правосудие», — подчеркнул Овчинников.

Адвокат Московской городской коллегии адвокатов Павел Астахов заметил, что в России, напротив, никаких оперативных действий в отношении судебной системы не ведется, потому что они просто-напросто запрещены. По мнению адвоката, для успешной борьбы с коррупцией новые законы не нужны, достаточно действующего гражданско-правового механизма. Проблема, с точки зрения Астахова, заключается в работе следственных органов, которые «просто не могут доказать коррупционные случаи».

«Сегодня начинать антикоррупционные дела очень сложно, потому что всегда приходится оценивать статус человека, который вовлечен в коррупцию. Многое зависит от того, насколько данная следственная бригада готова противостоять давлению на себя со стороны высокопоставленных лиц», — рассказал Павел Астахов.

«Коррупция у нас сегодня — это образ жизни всех — от простого гражданина, который вынужден платить за все официально бесплатные услуги, до самых верхов, которые не могут заключить ни одной сделки без откатов», — заявил президент промышленной Группы «МАИР» Виктор Макушин. Основываясь на собственном опыте работы в пяти странах, бизнесмен заявил, что опыт успешной борьбы с коррупцией существует.

«Мои работники не могут перестроиться к работе в Польше. За год работы к нам ни разу не пришли за взяткой! В России и Украине приходят, максимум, через пару недель после открытия дела. А в Польше моим менеджерам приходится только работать, не заботясь ни об откатах, ни взятках», — поделился своими впечатлениями Виктор Макушин.

По мнению бизнесмена, успех или провал в борьбе с коррупцией целиком зависит от силы и харизматичности лидера государства. «Я верю, что с коррупцией могут бороться Кастро и Саакашвили, но я не верю, что коррупцию по силам победить Ющенко», — заявил предприниматель.

Безответственность власти главной причиной коррупции назвал директор Института федерализма и гражданского общества Александр Аринин. По его словам, власть, не соблюдающая не только международные нормы, но и собственное законодательство, сама разрушает правовое государство.  «Даже 10 хороших законов ничего не изменят в борьбе с коррупцией, если не будет правового государства», — убежден Аринин. Главными условиями обуздания коррупции политолог считает прозрачность действий государственных институтов, доступность информации о решениях власти и наличие реального, а не показного общественного контроля за ее действиями.

«До тех пор, пока власть закрыта, она безответственна, она коррупционна, она воровата. Только когда власть будет подконтрольна обществу, она не будет порождать коррупцию», — довел итог Павел Астахов.

Михаилу Делягину, проводившему дискуссионный клуб, осталось только поражаться тому, что обсуждение пороков российского общества всегда заканчивается вопросом о власти. «А ведь хочется найти какой-либо способ развития страны, который бы не предусматривал революции, ломки политической системы государства», — с тоской в голосе завершил заседание клуба Делягин.

Оценить статью
(0)