О своей так называемой многовекторной внешней политике официальный Минск заявлял неоднократно. Как говорил один бывший глава белорусского МИДа: « Мы идем туда, где реагируют на наши пульсации».
И неожиданно для Москвы, «пульсирующая» Беларусь угодила в реликтовое Движение неприсоединения. И при этом ее президент всемерно подчеркивал, что главным стратегическим партнером Беларуси была и остается Россия.
После последнего визита Лукашенко в Китай, где он провел переговоры с высшим руководством КНР, была дана команда внушать белорусским гражданам, что в политике Беларуси теперь обозначился стратегический вектор. И оказался он не российским, а китайским.
Как известно, откровенности Лукашенко не занимать. Практически все его публичные выступления возбуждают немало разных толкований в различных кругах. «Я приехал сюда, в Китай, как к себе домой, как в Российскую Федерацию», — заявил Лукашенко. Говорят, гостеприимные китайцы встретили это заявление молча. Вместе с тем, Пекин демонстрировал теплое отношение к важным гостям из Минска. Ху Цзиньтао выразил на переговорах с Лукашенко удовлетворение расширением сотрудничества и выведением отношений между Беларусью и Китаем на более высокий уровень. А тот, в свою очередь, констатировал: «У нас абсолютно единая позиция на международной арене, единые концептуальные взгляды на мироустройство. Нет никаких политических проблем во взаимоотношениях. Наши отношения — это отношения друзей».
На слух воспринимается
А итогом нынешней встречи в Пекине стало принятие совместной Декларации о качественно новом этапе сотрудничества Китая и Беларуси. Было заявлено, что КНР поддерживает принятие Беларуси во Всемирную торговую организацию. А белорусская сторона, в частности, подтвердила свою поддержку в борьбе с тайваньским сепаратизмом. Интересно, что как раз в этой международной организации полноправными членами являются два Китая — с пятизвездочным красным флагом КНР и
Можно напомнить, что среди стран СНГ, только в Москве и Минске функционируют Тайбэйские
О таком выборе могут свидетельствовать и заявления по поводу желания белорусского руководителя оказаться со своей страной в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ну не ломиться же в Содружество демократического выбора! У этого Содружества, по мнению Лукашенко, будущего нет. Отметим, что в пользу Содружества демократического выбора выступили четыре из пяти соседних с Беларусью государства.
А тем временем Лукашенко сообщил, что китайское руководство поддерживает участие Беларуси в Шанхайской организации сотрудничества. Предварительные консультации продемонстрировали, сказал он, что другие члены ШОС также поддерживают Беларусь в стремлении присоединиться к этой структуре.
А между тем, из членов ШОС с Беларусью граничит лишь Россия. Как подчеркнул белорусский лидер, Россия и Китай являются ведущими странами в ШОС. В качестве наблюдателей к этой организации недавно присоединились Индия и Пакистан — ядерные державы. «Здесь создается мощный центр силы», — считает Лукашенко. О географическом положении членов ШОС упомянуто не было.
Для понимания «пульсаций» Минска, стоит добавить, что Беларусь является единственным в Европе
Кроме того, как следует из информации секретариата ШОС, Беларусь по поводу своего членства никогда туда не обращалась и не присылала официальной заявки, как это делали предыдущие кандидаты. «Так что пока этот вопрос не стоит на повестке дня ШОС», — сказал сотрудник секретариата, добавив, что им трудно
Примечательно, что не было слышно комментариев по поводу заявления Лукашенко и от самих членов ШОС. Видимо,
Но ничто не смогло омрачить эпохального визита высокой белорусской делегации. Ни произошедшая на севере Китая накануне визита крупная экологическая катастрофа, ни, во время визита, операция по разгону и расстрелу демонстрантов в деревне Дунчжоу, ни многочисленные жертвы взрыва метана, уже после визита, на угольной шахте в городе Таншане.
В ходе визита президента Александра Лукашенко в Китай 4–6 декабря Беларусь и Китай заключили контракты на сумму около USD 500 млн. Стороны также достигли договоренности о создании в Беларуси ряда совместных предприятий в области высоких технологий. «Китай готов профинансировать эти проекты и называет огромные суммы», — подчеркнул Лукашенко. По его словам, белорусские компании, в свою очередь, намерены принять участие в освоении развивающихся регионов на