Против кого дружим?

Против кого дружим?

Против кого дружим?

В информационном пространстве до сих пор не стихают баталии относительно заключенного недавно в Москве узбекско-российского Договора о союзнических отношениях. Эксперты гадают, что на самом деле преследовали руководители государств, когда заявляли: «В случае совершения против одной из сторон акта агрессии со стороны какого-либо государства, это будет рассматриваться как акт агрессии против обеих сторон».
Трудно себе представить, что сейчас какая-либо страна начнет войну против России — ракетно-ядерной державы. Скорее всего, подтекст касался Узбекистана, в последнее время испытывающего давление со стороны мирового сообщества после андижанских событий. Однако США и Евросоюз в большей степени говорили о политических, а не военных методах влияния, в частности, введении режима санкций к чиновникам высшего ранга, ограничении в торговле и т.д. Но, возможно, Ислам Каримов уже не исключает такого развития событий, как, например, наступательные операции, по типу тех, что имели место в Ираке. В этой связи понятно, что заключенный союз с Россией, кого совсем недавно «человек, определивший эпоху», обвинял во всех грехах, в том числе, неоимпериализме, исторической оккупации, подавлении независимости республик, колониализме, направлен, прежде всего, на укрепление режима Каримова. И Владимир Путин прекрасно осознает, с кем имеет дело. Но геополитические интересы Москвы превыше внутриполитической ситуации в Узбекистане, существующих там порядков и проблем с правами человека (впрочем, у самой России эти проблемы далеко еще не разрешены). Российскую сторону радует, что отпущенный 14 лет назад на «вольные хлеба» Узбекистан вернулся под крыло «старшего брата», и этот родственник готов защитить обиженного от западных «хулиганов», угрожающих санкциями. И морали и нравственности в большой игре нет места, ибо здесь совсем иные правила.
России нужен надежный союз против Запада, а как не опираться на тех, кто был раньше их партнером, а потом перешел на противоположную сторону? Вот и сколачивает Путин вокруг себя тех, кто имеет проблемы с демократическим сообществом — Китай, Беларусь, Узбекистан. Разве в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) есть государства, где соблюдаются права человека? Отнюдь, это клуб их ярых нарушителей.
Теперь обратимся к тексту узбекско-российского договора: «В случае совершения акта агрессии против одной из сторон другая сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку иными находящимися в ее распоряжении средствами». Что же получается? До последнего времени Каримов всячески сопротивлялся появлению в республике российского военного влияния, а теперь все наоборот?
Говоря о «необходимой помощи», следует подчеркнуть — Россия ее уже оказывает. В частности, поддерживает режим Каримова политическими средствами. Москва признала легитимность всех выборов внутри страны и политических шагов Ислама Каримова на внешней арене. То есть она признает правильным, что в Узбекистане задавлена оппозиция, нет свободных СМИ, парламент представляет собой новогоднюю мишуру, пытки в милиции — обычное явление, травля инакомыслящих — маленький, но простительный грех. Россия может заблокировать в Совете безопасности ООН любые действия против нынешнего узбекского политического режима, в том числе рассмотрение через Международный уголовный трибунал, где уже сейчас идет процесс в отношении бывших югославских и руандийских высших лиц.
«В случае возникновения ситуации, которая может создать угрозу миру, а также возникновения совершения одной из сторон акта агрессии, стороны незамедлительно приводят в действие механизм соответствующих консультаций для согласований позиций и координации практических мер по урегулированию такой ситуации», — фраза в Договоре. Ее можно понять так: если народ выйдет на площадь митинговать, то Россия пошлет танки и сделает то же, что и Китай в 1989 году на столичной площади против студентов. Потому что по-разному правители и граждане воспринимают понятие мира. Противопехотные мины на границе — это мир и стабильность режима или гибель и страдание для мирных жителей?
Очень туманна формулировка: «механизм соответствующих консультаций». Я, как бывший дипломат, вижу это несколько в ином ракурсе, чем помпезно представляют народам власти двух стран. Такая консультация, видимо, уже была после странной истории с самолетным золотом, после чего Ташкент воспылал ярко выраженной любовью к Москве. И полученный опыт позволяет властителям использовать и в дальнейшем такие методы взаимовыгодной дружбы.
Кстати, документ оговаривает возможность предоставлять друг другу право использовать военные базы и объекты, находящиеся на территории двух стран. Мне кажется невозможным, чтобы Ташкент арендовал военный аэродром где-нибудь на Чукотке. Или Москва предоставила свои аэродромы на Дальнем Востоке, чтобы узбекские бомбардировщики бомбили Северную Корею, если Ким Чен Ир обидит Ислама Каримова. Понятно, что Договор имеет одностороннюю линию, то есть предоставляет неограниченные возможности для России. Ташкент демонстрирует Вашингтону и его западным партнерам, мол, теперь все козырные карты у Кремля. И дело вам придется иметь не лично с Каримовым, которого вы теперь не любите, а с военно-экономическим потенциалом «старшего брата». Можно прогнозировать, что Россия не упустит возможности воспользоваться этим документом, чтобы надолго задержаться в центрально-азиатской республике. Уже сейчас видно, что усиливается база «Кант» в Кыргызстане, а в связи с выводом войск из Таджикистана необходимость держать свои силы у границы с Афганистаном у Москвы имеется. А тут «младший брат» подвернулся…
«С учетом высокого уровня военно-технического сотрудничества стороны активно взаимодействуют в вопросах модернизации и реформирования Вооруженных сил, их оснащения современным вооружением и военной техникой, повышение их боевой готовности, а также по другим направлениям в данной области». Получается так, что Узбекистан и в дальнейшем будет базироваться на российской технике, а это — гарантированные поставки и работа российских оборонных предприятий. Более того, это лишний способ держать армию соседа на собственной привязи, ибо без российских патронов узбекский автомат не выстрелит — очень хорошо продуманная тактика Москвы. Да, так что сведения о поставках «умных мин» Ташкенту имеют под собой почву.
Конечно, все это преподнесено под «соусом» борьбы с терроризмом и экстремизмом. Интересно, когда Исламское движение Узбекистана вторгалось в республику, Москва молчала, а сейчас она объединяется с Ташкентом, чтобы искать давно уничтоженного Джуму Намангани или остатки его отряда. Для этого арендуются базы, подписываются соглашения о поставках техники и боеприпасов, то есть, делается сразу несколько дел. Не многовато ли?

Оценить статью
(0)