Интересы телеканалов и крупных рекламодателей. Именно к такому выводу пришли эксперты Международной конфедерации обществ потребителей накануне второго чтения новой редакции Закона «О рекламе» (№ 120079–4), запланированного в Государственной Думе РФ на 21 декабря.
Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) за более чем
1. Новая редакция закона о рекламе не содержит ограничений объемов рекламы на телевидении.
Напомним, что в нынешней редакции, Закон «О рекламе» не определяет количество прерываний при показе на телевидении художественных фильмов, делегируя это правообладателям, а также не ограничивает максимальный объем рекламы в течение часа вещания, как это принято в европейских странах, а также в Украине.
В частности Европейская конвенция о трансграничном вещании устанавливает:
- общий объем рекламы в течение часа вещания не должен быть больше 15% процентов, т.е. не более 9 минут.
- художественные фильмы не могут прерываться чаще, чем один раз в течение 45 минут.
Безусловно,
Как показывают многочисленные социологические опросы, наибольшим раздражителем для граждан является именно объем телевизионной рекламы, что вполне объяснимо. Телевизионная реклама в отличие, например, от радио и печатной рекламы направлена на самую широкую аудиторию — от детей до пенсионеров. Физический объем российской телевизионной рекламы на ключевых каналах превосходит европейский уровень не менее чем в 2–3,5 раза в зависимости от телеканала и времени вещания (наибольший пик достигается в период
Показательным примером несоответствия количества рекламного времени на национальных каналах может служить анализ структуры вещания ведущего телеканала Германии «Второе германское телевидение» (ZDF) в объеме вещания которого, рекламе отводится лишь 9% времени, а также отсутствуют рекламные блоки внутри художественных фильмов и сериалов.
2. Согласно законопроекту возрастает объем спонсорской рекламы, в отношении которой вводится режим «наибольшего благоприятствования» (статьи 14,15 и др.). Ограничения, установленные законом в отношении рекламы (см. части 15 статьи 14 и части 13 статьи 1) не распространяются на спонсорскую рекламу. Очевидно, что спонсорская реклама увеличит и без того большие объемы телерекламы в РФ.
3. Положительной особенностью действующего закона «О рекламе» является запрет на прерывание рекламой детских программ. Однако, в подготовленной ко
Снятие запрета на размещение рекламы в детских программах — расширяет поле деятельности для компаний производящих не самую здоровую пищу для детей, которые в первую очередь начнут рекламироваться в таких программах.
Так, в соответствии с исследованиями Всемирной организации потребителей (Consumers International), в тех странах, где не существует запрета на прерывание детских программ рекламой — от 40 процентов в Индии и до 75 процентов в Малайзии такой рекламы составляют продукты питания с избыточным содержанием сахара, соли, калорий, что негативно влияет на здоровье детей.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России избыточная масса тела и ожирения, достигла у мужчин и женщин 46,9% и 58%, соответственно, что является факторами риска развития различных заболеваний.
Нельзя не отметить тот факт, что дети в силу своего развития не могут быть субъектом, на которого направлена реклама, так как не способны отличить рекламу от информации, не обладают жизненным опытом, крайне восприимчивы и доверчивы к рекламе, не имеют собственного дохода.
КонфОП с сожалением констатирует, что процесс подготовки законопроекта в рабочих группах оказался непродуктивным. Заседания рабочей группы по законопроекту после получения замечаний Правительства РФ с участием неправительственных организаций представляющих интересы граждан не проводились.
Принятие во втором чтении указанного законопроекта, на взгляд экспертов, не снизит социальную напряженность и раздражения граждан в отношении телерекламы и отдалит российское законодательство от европейского.
В последние дни появилась надежда на то, что рассмотрение новой версии закона о рекламе может быть перенесено на более поздний срок.
Так, в частности,
КонфОП положительно оценивает факт переноса рассмотрения законопроекта и выражает надежду на то, что весенняя работа над законопроектом будет направлена на учет интересов граждан, а не рекламодателей и телевидения.