Чьи интересы защищают депутаты Госдумы?

Чьи интересы защищают депутаты Госдумы?

Чьи интересы защищают депутаты Госдумы?

Интересы телеканалов и крупных рекламодателей. Именно к такому выводу пришли эксперты  Международной конфедерации обществ потребителей накануне второго чтения новой редакции Закона «О рекламе» (№ 120079–4), запланированного в Государственной Думе РФ на 21 декабря.

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) за более чем 15-летнюю историю своей деятельности неоднократно принимала участие в подготовке законодательства РФ о защите прав потребителей, конкуренции и рекламе — отстаивая в этом процессе интересы потребителей. Низкое качество подготовленной ко 2-му чтению новой редакции закона «О рекламе», а также беспрецедентно закрытый процесс обсуждения изменений, по мнению экспертов КонфОП, являются основаниями для существенной доработки законопроекта с привлечением институтов гражданского общества, представляющих интересы не только медийного бизнеса, крупнейших рекламодателей.

1. Новая редакция закона о рекламе не содержит ограничений объемов рекламы на телевидении.

Напомним, что в нынешней редакции, Закон «О рекламе» не определяет количество прерываний при показе на телевидении художественных фильмов, делегируя это правообладателям, а также не ограничивает максимальный объем рекламы в течение часа вещания, как это принято в европейских странах, а также в Украине.

В частности Европейская конвенция о трансграничном вещании устанавливает:

- общий объем рекламы в течение часа вещания не должен быть больше 15% процентов, т.е. не более 9 минут.

- художественные фильмы не могут прерываться чаще, чем один раз в течение 45 минут.

Безусловно, какие-либо ограничения на объемы телерекламы не выгодны, прежде всего, крупным рекламодателям и телеканалам, которые в течение последних 10 лет препятствуют принятию каких-либо инициатив приближающих российский рекламный рынок к более цивилизованному европейскому.

Как показывают многочисленные социологические опросы, наибольшим раздражителем для граждан является именно объем телевизионной рекламы, что вполне объяснимо. Телевизионная реклама в отличие, например, от радио и печатной рекламы направлена на самую широкую аудиторию — от детей до пенсионеров. Физический объем российской телевизионной рекламы на ключевых каналах превосходит европейский уровень не менее чем в 2–3,5 раза в зависимости от телеканала и времени вещания (наибольший пик достигается в период прайм-тайма, когда реклама занимает до 40 процентов объема вещания).

Показательным примером несоответствия количества рекламного времени на национальных каналах может служить анализ структуры вещания ведущего телеканала Германии «Второе германское телевидение» (ZDF) в объеме вещания которого, рекламе отводится лишь 9% времени, а также отсутствуют рекламные блоки внутри художественных фильмов и сериалов.

2. Согласно законопроекту возрастает объем спонсорской рекламы, в отношении которой вводится режим «наибольшего благоприятствования» (статьи 14,15 и др.). Ограничения, установленные законом в отношении рекламы (см. части 15 статьи 14 и части 13 статьи 1) не распространяются на спонсорскую рекламу. Очевидно, что спонсорская реклама увеличит и без того большие объемы телерекламы в РФ.

3. Положительной особенностью действующего закона «О рекламе» является запрет на прерывание рекламой детских программ. Однако, в подготовленной ко 2-му чтению версии закона, такой запрет снимается для детских программ продолжительностью более 25 минут.

Снятие запрета на размещение рекламы в детских программах — расширяет поле деятельности для компаний производящих не самую здоровую пищу для детей, которые в первую очередь начнут рекламироваться в таких программах.

Так, в соответствии с исследованиями Всемирной организации потребителей (Consumers International), в тех странах, где не существует запрета на прерывание детских программ рекламой — от 40 процентов в Индии и до 75 процентов в Малайзии такой рекламы составляют продукты питания с избыточным содержанием сахара, соли, калорий, что негативно влияет на здоровье детей.

По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России избыточная масса тела и ожирения, достигла у мужчин и женщин 46,9% и 58%, соответственно, что является факторами риска развития различных заболеваний.

Нельзя не отметить тот факт, что дети в силу своего развития не могут быть субъектом, на которого направлена реклама, так как не способны отличить рекламу от информации, не обладают жизненным опытом, крайне восприимчивы и доверчивы к рекламе, не имеют собственного дохода.

КонфОП с сожалением констатирует, что процесс подготовки законопроекта в рабочих группах оказался непродуктивным. Заседания рабочей группы по законопроекту после получения замечаний Правительства РФ с участием неправительственных организаций представляющих интересы граждан не проводились.

Принятие во втором чтении указанного законопроекта, на взгляд экспертов, не снизит социальную напряженность и раздражения граждан в отношении телерекламы и отдалит российское законодательство от европейского.

В последние дни появилась надежда на то, что рассмотрение новой версии закона о рекламе может быть перенесено на более поздний срок.

Так, в частности, вице-спикер Государственной Думы Л.Слиска отметила, что законопроект о рекламе депутаты «сделали не в пользу своих избирателей или концепции документов в первом чтении, а в пользу рекламодателей» и высказала намерение предложить на Совете Думы перенести рассмотрение законопроекта во втором чтении на весну.

КонфОП положительно оценивает факт переноса рассмотрения законопроекта и выражает надежду на то, что весенняя работа над законопроектом будет направлена на учет интересов граждан, а не рекламодателей и телевидения.

Оценить статью
(0)