В первую очередь — по ситуации в зоне безопасности, где тираспольский режим блокирует свободу передвижения людей и товаров из сел, находящихся под молдавской юрисдикцией, но расположенных на левом берегу Днестра
Люди нескольких сел в зоне безопасности оказались на грани гуманитарной катастрофы. Поэтому, вопреки глобальности вопросов демократизации и формата миротворческой операции, Кишинев сконцентрировался на вопросах нормализации жизни нескольких тысяч конкретных людей. По этой проблеме еще в прошлый раз было достигнуто компромиссное решение, поддержанное
Все это лишний раз указывает на степень серьезности, с которой Тирасполь садится за стол переговоров, а также на самостоятельность фигуры министра иностранных дел непризнанной ПМР. В. Лицкая, который хоть и ставит свою подпись под документом, но никак не может гарантировать его выполнение.
То же самое можно сказать и о документах пакета
Окончательно прояснить истинное отношение сторон конфликта к переговорам может отказ Лицкая следовать документам, подписанным уже в ходе этого раунда. К вечеру первого дня сторонам удалось за полчаса пройти несколько важных пунктов по теме зоны безопасности. Когда казалось, что достигнут новый компромисс, Лицкай вдруг встрепенулся и попросил перерыва. Как обычно, последовал получасовой звонок Смирнову. В результате приднестровский дипломат совсем не дипломатично отказался от своих слов, сказанных и зафиксированных в письменном виде не ранее как за час до этого.
На второй день в Кишиневе от того же Лицкая прозвучала фраза, что все основные вчерашние договоренности стоит воспринимать чуть ли не как досадное недоразумение. Примерно понятно, какой должна была быть реакция со стороны Кишинева. То, что министр реинтеграции Василий Шова не покинул это собрание, уже большое достижение. Ведь, судя по речи Владимира Воронина в Дубоссарах, Шова вполне мог пойти на этот шаг.
Несмотря на очевидно провокационные демарши, молдавская сторона научилась держать удар и видеть плюсы там, где другие видят только минусы. Да, на этих переговорах из Тирасполя не удалось выбить практически ни одного компромисса, а в обоюдное исполнение хотя бы подписанного итогового протокола уже никто поверить не может. Но Кишинев уверен, что в определенном смысле переговоры достигли своей цели. Такой же, как и в Любляне: мировое сообщество в лице ОБСЕ, США и Евросоюза воочию убедилось в истинном отношении сторон, в первую очередь Российской Федерации и Приднестровья, к переговорному процессу.
Тем не менее Россия продолжает называет Молдову виновницей стоящих на месте переговоров. «Решить проблему приднестровского урегулирования не удастся, пока Молдавия настаивает на выполнении своих условий», — заявил вчера глава МИД РФ Сергей Лавров. «Пока руководство Молдавии настаивает на том, что будет решать данную проблему только на своих условиях и на основе своего закона, который был принят ценой отказа от своих прежних инициатив, я не вижу шансов на то, чтобы данный вопрос сдвинулся с мертвой точки», — сказал Лавров. Для чего делаются подобного рода заявления, уже ни для кого не секрет. Тему продолжил представитель Российской Федерации в переговорном процессе Валерий Нестерушкин. «Вывозить боеприпасы возможно, лишь имея необходимые условия», — заявил он. Посол сообщил, что Россия продолжает работать с приднестровской администрацией, «для того чтобы такие условия были созданы, причем для передвижения боеприпасов не только по территории наших складов, но и по территории Приднестровья и Украины».
В.Нестерушкин отметил, что вывоз российских боеприпасов прямого отношения к переговорному процессу по приднестровскому урегулированию не имеет. Что имеет в виду господин Нестерушкин под словом «прямое», не совсем понятно. Что может быть прямее заявлений, которые делались и в Любляне, и в Москве и которые закреплены в совместном заявлении Путина и Ющенко? Буквально в следующей фразе представитель России в формате «5@2» делает прямо противоположное заявление: «Разблокирование переговорного процесса будет способствовать изменению ситуации и в конечном итоге позволит продолжить процесс вывода российских вооружений».
Точно так же Россия (и ей вторит Украина) увязывает переговорный процесс с изменением формата миротворческой операции. На вопрос, когда именно миротворческая операция может быть трансформирована, Нестерушкин ответил, что это может произойти по итогам урегулирования. «Когда мы восстановим режим диалога, тогда и перейдем к обсуждению этого вопроса», — сказал он.
Молдавская сторона вопрошает коллег по урегулированию: «А что раньше — курица или яйцо?». Кишинев, а вместе с ним и все страны ОБСЕ, за исключением России и Белоруссии, уверены, что позитивные изменения в переговорном процессе, а также все остальные необходимые сдвиги — демилитаризация и демократизация региона — не могут произойти без первоначального изменения формата миротворческой операции и устранения российского военного присутствия на берегах Днестра.