Надо ли продавать магистральный газопровод?

Надо ли продавать магистральный газопровод?

Надо ли продавать магистральный газопровод?

Продаст или нет грузинская сторона российскому «Газпрому» магистральный газопровод — вопрос этот пока что по-прежнему остается актуальным и неясным.
Побывавший на днях с визитом в Тбилиси заместитель председателя совета управляющих «Газпрома» Александр Рязанов по завершении встречи с премьер-министром Грузии Зурабом Ногаидели еще раз заявил, что интерес «Газпрома» к магистральному газопроводу по-прежнему велик. По словам Рязанова, в первом квартале будущего года он возобновит переговоры с грузинской стороной по оформлению долгосрочного договора. Вероятно, к этому времени Россия снова вернется и к вопросу магистрального газопровода.
Для чего нужен России проходящий по грузинской территории магистральный газопровод и насколько будет выгодно Грузии продать его «Газпрому»? Информационное агентство «GHN» беседует с экспертом по вопросам энергетики Михаилом Сидамонидзе.
- Для чего нужна «Газпрому» эта магистраль — она ведь находится в довольно тяжелом состоянии, и ее реабилитация потребует больших средств?
- Слова Рязанова о том, что проходящий через Грузию магистральный газопровод нужен им только для подачи газа в Армению, не соответствуют истине. У «Газпрома» более далеко идущие цели. Как известно, сегодня он снабжает газом крупнейший сегмент европейского рынка. Но на перспективу в Европе, наряду с импортом норвежского газа, рассматривают, как альтернативу российскому газу, и возможность получения топлива из Ирана.
Вопрос о подаче иранского газа в Украину рассматривался во время визита министра энергетики этой страны в Тегеран в конце 2004 г. Теоретически есть несколько вариантов осуществления этого проекта, наиболее реальным и экономически целесообразным из которых был назван маршрут Иран-Армения-Грузия-Черное море-Украина и затем Европа. После этого «Газпром» заинтересовался газопроводом Иран-Армения и взял на себя его строительство. В результате этот трубопровод, естественно, окажется в его собственности. Наш газопровод, в случае проведения необходимых реабилитационных работ, сможет пропускать по 20–25 млрд кубометров газа в год, причем как по маршруту Россия-Грузия (как сейчас), так и обратно. В случае продажи грузинского газопровода «Газпром» станет единственным владельцем трубопровода Иран-Армения-Грузия-Россия и в будущем начнет подавать горючее в Европу по уже имеющимся или новым газовым трассам.
- Может ли Грузия сама использовать этот газопровод и пропускать в Европу тот же иранский газ?
- Разумеется, здесь наряду с экономическими вопросами большое значение приобретает политическая сторона дела. Сегодняшнее усложнившееся положение в связи с газовыми тарифами «Газпрома» значительно повышает актуальность альтернативных источников получения газа для Грузии, Украины и всей Европы. Одним из реальных путей к этому и станет строительство упомянутого газопровода Иран-Армения-Грузия-Черное море-Украина-Европа. Если учесть, что США по проекту «Миллениум» профинансируют реабилитацию нашего газопровода, то можно считать, что через 1,5 года грузинский отрезок стратегической для Европы газовой магистрали будет готов для транспорта иранского газа до Черного моря. Исходя из этого, вопрос — продавать или нет газопровод — можно сформулировать так: с кем мы будем в будущем, с Россией или с Европой?
- Сколько стоит иранский газ и насколько выгодно этим странам будет его закупать?
- Средняя цена 1000 кубометров иранского газа — 90–130 долларов. Но это высококачественный, высококалорийный газ. Надо отметить и другие моменты — в частности, для Грузии, Украины и Европы это будет альтернативный источник газоснабжения, что обеспечит энергетическую безопасность и независимость этих стран.
- Т.е., вы считаете, что продажа этого газопровода России неоправданна?
- Скажу больше — это преступление. Лучше нам потерпеть и дождаться пуска газопровода Шах-Дениз — Эрзерум. В случае импорта газа из Ирана Грузия с помощью уже имеющегося, строящегося и перспективного трубопроводов, имеет большой шанс стать одной из главных стран транзита между Западом и Востоком.

Оценить статью
(0)