Новый год Париж встречал беззаботно и радостно. Толпы молодых французов и француженок весело гуляли на Елисейских полях, вовсе не вспоминая о недавно полыхавших пригородах. В Новый год во Франции сожгли «всего» 425 машин, — «это уже стало французской традицией», — как жизнерадостно прокомментировало ситуацию национальное телевидение. Что касается чрезвычайного положения, то оно было отменено президентом Жаком Шираком в самый канун праздников, о чем гордо объявили в прессе.
Афро-арабская
Началось все с того, что железнодорожная компания SNCF решила сделать пассажирам новогодний подарок — в ночь с 31 декабря на 1 января билет из Марселя в Ниццу и обратно стоил всего 1 евро 20 центов. В сравнении с обычными ценами на пассажирские перевозки во Франции — это почти даром.
Итак, в первый день нового года в Ницце, в первый же, самый ранний поезд уселись, по разным свидетельствам, от сорока до ста нетрезвых молодых людей, ехавших в Марсель. По информации, исходящей от полицейского управления в Ницце, эту сотню молодых представителей
При этом сообщается, что в Ницце еще вечером 31 декабря полиция задержала 21 человека, (из них несколько несовершеннолетних), сразу по их приезду из Марселя, за разгром поезда, на котором они приехали на Лазурный берег. Все они были помещены в КПЗ, однако потом их отпустили на свободу, по приказу прокуратуры Ниццы, «за неимением доказательств, позволяющих преследовать их по суду». Словом, полиция курортного города предпочла выпроводить буйную марсельскую молодежь «по месту жительства».
Сопровождавшие на всякий случай поезд по региону Кот д’Азюр трое местных жандармов сошли с поезда в
Часть их, по одним источникам, банда человек в 15, по другим, — две банды общей численностью до сорока человек, начали с погрома самого поезда: срывали шторы, резали сиденья в вагонах, ломали двери и били стекла. Потом пришел черед пассажиров — угрожая ножами, бандиты стали отбирать у них мобильники, плееры, часы и кошельки. Молодая супружеская пара парижан свидетельствует: «Нас обобрали подчистую, последовательно отняв деньги, кредитные карты, часы, телефоны». Пассажирам, пытавшимся звать на помощь контролеров, погромщики отпускали оплеухи и угрожали ножами. В поезде было всего двое безоружных контролеров, которые ничего не могли сделать против банды.
Безнаказанность опьяняет хуже наркотика. Когда в 7 утра поезд пришел на станцию Ар, в вагон поднялась
Поезд на станции Ар вместо положенных несколько минут простоял полтора часа. Все это время вызванные контролерами жандармы не решались войти в вагоны, дожидаясь подкрепления. И всё это время там продолжался погром и насилия. Более того, погромщики выскакивали из поезда и били стекла станционных помещений. Жандармы, получив подкрепления в 25 человек, поднялись в поезд, «но никого не смогли задержать, поскольку поднялась паника и в толпе людей было непонятно, кого задерживать».
По более поздней версии — жандармы уже через 15 минут по прибытии вошли в вагон и задержали трех человек из банды, один из них — несовершеннолетний, которого вскоре отпустил судья (для продления задержания требуется его решение). Двое других, по 19 лет, находятся под арестом. Про них известно, что они граждане Марокко, у одного из них «ситуация во Франции не урегулирована» (видимо, даже без визы).
В Марселе разгромленный поезд встречали уже усиленные кордоны полиции. Однако на подъезде к Марсельскому вокзалу погромщики, опасаясь, что их могут задержать при выходе, дернули
По словам министра внутренних дел Николя Саркози, всего взяли 9 человек, однако семерых из девяти задержанных суд уже отпустил, поскольку они несовершеннолетние. Выступая на французском телевидении, Саркози сказал, что «сейчас главная проблема — это безнаказанность преступников, которых массмедиа называют „молодежью, юношеством“. Прекратите звать их „молодые“, этим вы мараете всю нашу молодежь. Это не юношество, а бандиты», — гневно потребовал министр. Но, зная влияние левых на французские СМИ, наивно ждать, что Николя Саркози послушаются.
Напомним, что осенние погромы по всей Франции безгранично толерантные представители французского общества объясняли жестким тоном заявлений самого министра Саркози. Однако на сей раз слезливая версия, что бедняжек из Марселя довела до этого кошмара в поезде злая полиция, пока не появилась. Для французов сами слова «молодежь из Марселя» уже очень понятны и прозрачны. Там — гигантская диаспора арабов из Северной Африки и высокий уровень преступности.
То, что во французских СМИ упомянуто марроканское гражданство некоторых бандитов, и промелькнуло, что среди банды были и чернокожие — это просто уникально для информационного поля Франции. Видимо, эта история возмутила всех, в отличие от осенних погромов, которые
Наибольшее возмущение французских СМИ вызывает то, что информация о беспрецедентном для Франции погроме в поезде скрывалась два дня. Все это произошло ранним утром 1 января, но впервые стало достоянием массмедиа только 3 января. И лишь
Каковы же последствия новогодней драмы? Большинство преступников отпущено на свободу. Пострадали очень многие пассажиры, но только трое решились подать официальные заявления в полицию. Представители полиции сами пояснили журналистам: «Они боятся последствий». Боятся не зря.
Журналисты разыскали пострадавшую на станции Ар девушку. Сейчас она находится под медицинским наблюдением в тяжелом физическом и психическом состоянии. Министр внутренних дел собирался встретиться с ней лично.
Николя Саркози заявил, что сейчас разрабатывается специальный проект по усилению безопасности в поездах. Министр внутренних дел собирается создавать специальную железнодорожную полицию, единую по всем регионам Франции. Решение весьма своевременное.
Уже 7 января во Франции произошло новое ограбление поезда, на этот раз под Парижем, в пригородной электричке RER. Банда «молодых людей африканского типа», как пишут французские СМИ, посреди дня, в наглую, начала грабеж пассажиров, отбирая кошельки, мобильники,
Днем ранее региональная газета «Запад Франции» провела опрос, в ходе которого каждый третий француз заявил, что чувствует себя в небезопасности, когда садится в поезд