6 января 2006 года в г. Якутске президент РФ с воодушевлением говорил, как он будет заполнять нефтью трубу от Тайшета до Сковородино. Тогда же он высказал твердую уверенность, что «мы в апреле закончим, как и обещали, все согласования в правительстве, и уже летом начнем практическую работу по реализации».
После такого заявления оставалось только сделать довольно унылый вывод, что «раз президент страны заявил, что в апреле закончит, как и обещал (кому? - прим.сост.) все согласования в правительстве, а уже летом начнет практическую работу по реализации, то, похоже, так и будет. Комиссия подпишется под этим пожеланием, отставной
Но тут загадочная российская действительность превзошла все ожидания. Видимо, степень проектной халтуры, которую теперь выдавал уже не только карманный институт «Транснефти» ОАО «Гипротрубопровод», но и претендующий на некоторую серьезность ОАО «ВНИИСТ», превысила пределы толерантности экспертов.
24 января 2006 г. в Ростехнадзоре прошло заседание проводимой в дикой спешке Государственной экологической экспертизы материалов «ТЭО (проект) трубопроводной системы „Восточная Сибирь — Тихий океан“. Первый пусковой комплекс». На нем рассматривался проект Заключения экспертной комиссии.
Начало этой экспертизы было связано с трагическими событиями. Первый приказ на ее проведение был подписан 3 ноября 2005 года. Однако в середине месяца в возрасте 59 лет скоропостижно скончался председатель экспертной комиссии, крупный российский ученый, эколог Никита Федорович Глазовский. Новый председатель экспертной комиссии д.т.н. М. Б. Генералов был назначен приказом от 30 ноября 2005 года. Остается пожелать ему крепкого здоровья, которое, похоже, явно понадобится.
Если учитывать новогодние праздники, для проведения государственной экологической экспертизы огромного проекта стоимостью более 5 млрд. долларов США было выделено лишь полтора месяца реального рабочего времени. Тем не менее, 52 экспертам, входящих в комиссию, даже за это короткое время стало ясно — то, что предлагает компания «Транснефть», просто ни в какие ворота не лезет.
Выводы проекта документа "Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «ТЭО (проект) трубопроводной системы „Восточная Сибирь - Тихий океан“. Первый пусковой комплекс» выглядели следующим образом:
1. По результатам анализа представленных материалов экспертная комиссия, отмечая актуальность сооружения трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», пришла к выводу, что материалы «ТЭО (проект) трубопроводной системы „Восточная Сибирь — Тихий океан“. Первый пусковой комплекс» не в полной мере соответствуют требованиям законодательных и нормативных требований Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
2. В связи с тем, что предлагаемая трасса трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» представляет большую потенциальную опасность нанесения (в случае аварии) экологического вреда озеру
3. Материалы «ТЭО (проект) трубопроводной системы „Восточная Сибирь — Тихий океан“. Первый пусковой комплекс» должны быть переработаны в части альтернативных вариантов прохождения участка трассы за пределами бассейна озера Байкал.
По
Тем не менее, начавшееся в 14.00 24 января 2006 года в Ростехнадзоре мероприятие проходило бурно. Дискуссия об экологической приемлемости проекта, в котором магистральный нефтепровод мощностью 30 млн., а потом и 80 млн. т в год, местами предлагается проложить всего в нескольких км от берега озера Байкал, была весьма оживленной.
Проектировщики и представители компании говорили о его выдающейся экологической безопасности и большом количестве замечательных технических новинок, которые эту безопасность будут гарантировать. Представители общественности говорили о прямо противоположном. Глядя на все это, не удержался от выступления и автор этих строк А.Григорьев: «Уважаемые члены комиссии! Сейчас, после выступления представителя „Транснефти“ о том, какие замечательные технические новшества будут применены, чтобы гарантировать безопасность работы трубопровода, прозвучал вопрос, а поняла общественность всю гениальность этих идей, и как она оценивает эти предложения. Так вот, отвечу. Поняли. И у меня все это вызывают ужас. Компания „Транснефть“ сама открыто признает, что имеющегося у нее опыта решения серьезнейших проблем безопасности работы трубопровода, и, прежде всего, его байкальского участка, недостаточно. А потому предлагается использовать ранее не применявшиеся материалы, технологии и решения. Новые, изумительно прочные трубы, которые ранее не производились. Гораздо более высокие давления, на которых еще не работали. Восхитительно надежные системы управления и многое другое. Таким образом, гарантией экологической безопасности Байкала являются решения и оборудование, с которыми ранее компания „Транснефть“ не имела опыта практической работы.
Великое озеро Байкал, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО станет полигоном для технических экспериментов по проверке того, обеспечат ли поставщики, строители, эксплуатационники высочайшее, никогда до сих не выдававшееся ими качество или нет. Нельзя ли для этих опытов найти
Второе. Здесь много говорилось о том, что если случится беда, то
Магистральным нефтепроводам просто не место на берегу Байкала, откуда в случае крупной аварии в озеро могут хлынуть потоки в тысячи т нефти.
И последнее. Нам плешь проели разговорами про борьбу с различного рода терроризмом и необходимость предупреждения и подготовки к таким ситуациям. Предлагаемый нефтепровод в его нынешнем варианте является просто идеальным объектом для подобных атак. При наличии минимального количества мозгов и взрывчатки и без того работающая на пределе надежности трубопроводная система огромной важности и стоимости может быть выведена из строя на полгода, а то и более. Это не абстрактная угроза - посмотрите, что сейчас происходит на
Зачем заранее, на стадии проектирования закладывать для террористов возможность при минимальных затратах устроить нефтяной Беслан или
На этой жизнерадостной ноте в районе 16.00 председатель заседания завершил открытую часть мероприятия. Посторонних попросили удалиться. В коридоре несколько непривычно выглядящие, но находящиеся в явно приподнятом настроении сотрудники «Транснефти» подходили к некоторым из представителей общественности и высказывали им, что они думают. Но,
Тем временем эксперты остались за закрытыми дверями для завершающего обсуждения проекта решения и его подписания. Через час с небольшим от некоторых экспертов поступила информация, что большинство, а это 40 экспертов, подписали «Заключение», выводы которого были сформулированы даже в еще более жесткой для проекта форме:
1. По результатам представленных материалов экспертная комиссия, отмечая актуальность сооружения трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), пришла к выводу, что материалы «ТЭО (проект) трубопроводной системы „Восточная Сибирь — Тихий океан“. Первый пусковой комплекс» не в полной мере соответствуют требованиям законодательных и нормативных требований Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
2. В связи с тем, что предлагаемая трасса трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» представляет большую потенциальную опасность нанесения (в случае аварии) экологического вреда озеру Байкал - объекту всемирного природного наследия, охраняемому Российским законодательством и конвенцией ЮНЕСКО, экспертная комиссия считает неприемлемым строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» по намеченному в ТЭО (проекте) трассе, проходящей по территории водосборного бассейна озера Байкал и характеризующейся высокой сейсмичностью.
3. Материалы «ТЭО (проект) трубопроводной системы „Восточная Сибирь — Тихий океан“. Первый пусковой комплекс» должны быть переработаны в части альтернативных вариантов прохождения участка трассы за пределами бассейна озера Байкал.
Похоже, трезвая мысль о том, что нефтепроводчикам с их исполинскими трубами сверхвысокого давления не место на берегах Байкала,
Задумается ли генерал над тем, почему эксперты, несмотря на ясные сигналы сверху,
По последним данным, давление на
Впрочем, возможен и более изящный вариант с использованием «басманного» или другого местного понятливого правосудия, благо с этим проблем нет. "Транснефть" может поменяться местами с природоохранной общественностью, и теперь уже сама подать в суд на решение госэколэкспертизы. В репутационном плане этот вариант может оказаться для Ростехнадзора более комфортным. Но тогда процесс выколачивания положительного заключения затянется, что может вызвать негодование верхнего конца вертикали власти. Кроме того, все это чревато обнародованием некоторых не совсем удобных как для «Транснефти», так и для Ростехнадзора фактов и обстоятельств.
Руководители «Транснефти», ну полно
После бурлившего до последнего времени потока победных сообщений о том, что продвижение трубы ВСТО по извивам российской бюрократической машины идет в нужном направлении, на этом направлении наступила информационная пауза. На
Ответственный за разъяснение подобных ситуаций
"вчера
Ай, Сергей Викторович! Наверно в детстве Вам не говорили, что нехорошо говорить неправду. Ведь если поверить в то, что Вы сообщаете, то получается, первый
И проект документа «Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов »ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Первый пусковой комплекс" никто из могучей бригады проектировщиков и представителей компании «Транснефть» не видел и не читал? Совсем плохо им стало?
А на случай, если у «Транснефти» опять проблемы с Интернет — приводим выдержки из документа "Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «ТЭО (проект) трубопроводной системы „Восточная Сибирь — Тихий океан“. Первый пусковой комплекс».
Раздел «Оценка проектных решений и экологической безопасности объектов» (стр.20–21 проекта «Заключения»).
"Экспертная комиссия в целом положительно оценивает ТЭО (проект) с точки зрения технических решений. Однако, рассматривая в целом надежность проектируемой трубопроводной системы, необходимо отметить, что уменьшение по сравнению со стадией обоснования инвестиций числа нефтеперекачивающих станций приводит к увеличению гидравлического давления на выходе НПС до 10.0 МПа. В отечественной практике еще нет опыта эксплуатации нефтепровода большого диаметра с высоким давлением перекачки нефти в сложных геологических, сейсмических и криологических условиях.
Для повышения надежности трубопровода в представленных документах на основании нормативов согласно СНИП 2.05.06.85 предусматриваются дополнительные технические решения:
1. применение прокладки по типу «труба в трубе» методом ННБ и М.Т.
2. увеличение числа запорной аппаратуры на ответственных участках.
Несмотря на то, что современные технические решения принципиально гарантируют снижение экологических рисков до минимума, анализ риска аварий на магистральных нефтепроводах показывает, что причинами аварий являются, кроме случаев явного нарушения правил эксплуатации, заводской брак при изготовлении труб и арматуры, техногенные повреждения трубопровода, коррозия, нарушения целостности трубопровода сторонними лицами и организациями.
В ТЭО для проведения анализа риска аварий использованы статистические данные АК «Транснефть» по всем магистральным нефтепроводам за 12 лет. Вероятность аварий для всей транспортной системы АК «Транснефть» за 5 лет с 2000–2004 составляет 0, 1 аварий на 1 тыс.км нефтепровода в год. При этом, учитывая зону максимальной величины природных опасностей, таких как: землетрясения до 11 баллов, образование разломов земной коры, возможность снежных лавин и селей и т.д. опасность аварий может превышать средние данные по авариям АК «Транснефть» в 1,5–2 раза.
Предложения о применении новых сейсмостойких конструктивных решений, технических способов пересечения рек не сопровождаются указанием заключений ГЭЭ по соответствующим технологиям, результатами экологического производственного мониторинга. Требование организации и проведения соответствующих ГЭЭ отражено в статьях 11 («проекты технической документации…») и 12 («иные виды документации…») ФЗ «Об ЭЭ», определяющих объекты обязательной экологической экспертизы.
Само наличие в представленных документах флотилии на акватории Байкала, оснащенной техникой для установки боновых заграждений, системой нефтесборщиков и приемников для сбора возможных разливов нефти, является косвенным признанием вероятности аварий, несмотря на заявления о нулевых экологических рисках".
Раздел «Охрана геологической среды» (стр. 25 проекта «Заключения»).
«Принятая в ТЭО (проекте) оценка сейсмической опасности участка трассы, пересекающего Байкальскую рифтовую зону, существенно занижена (принято 8 баллов и более по карте
Запланированные мероприятия и технические средства абсолютно недостаточны для защиты экосистемы озера Байкал в случае крупного землетрясения, которое с исключительно высокой вероятностью может произойти за время эксплуатации нефтепровода".
Разъяснение значения этих лаконичных строк можно найти на сайте Всемирного фонда дикой природы:
«В ходе экспертизы представленных материалов эксперты Государственной экологической экспертизы Ростехнадзора обнаружили, что в ТЭО (проекта) занижена оценка сейсмической опасности региона строительства трубопроводной системы, что, вероятно, способствовало принятию решения проложить трассу магистрального нефтепровода по территории с высокой сейсмичностью (землетрясения более 10 баллов).
Кроме того, эксперты в своих замечаниях отметили, что ряд технических решений приняты с отступлением от нормативных документов. Так, например, строительные нормы и правила, на которые ссылаются разработчики проекта, распространяются на проектирование магистральных трубопроводов с избыточным давлением до 10 МПа (до 100 кгс/см2). Они не распространяются на строительство магистральных трубопроводов в районах с сейсмичностью более 8 баллов для подземных и более 6 баллов для надземных трубопроводов. На площадках, сейсмичность которых превышает 9 баллов, возводить здания и сооружения, как правило, не допускается. При необходимости строительство на таких площадках допускается по специальным техническим условиям, согласованным с Госстроем России».
С мотивацией и аргументированными возражениями по части землетрясений ясно?
Переходим к воде:
Выводы по разделу «Охрана вод» (стр. 47 проекта «Заключения»).
"В представленных материалах ТЭО (проект) на строительство первой очереди магистральной нефтетранспортирующей трубопроводной системы ВСТО нет оценки политического,
Предлагаемая трасса проходит в бассейне озера Байкал, пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. При этом в проекте
В проекте отсутствуют некоторые совершенно необходимые расчеты и обоснования:
- нет морфометрии и расчета скоростей во время половодья и паводков для большинства водотоков, пересекаемых трассой;
-
-
-
- отсутствует анализ риска отказов и аварий на трубопроводе за счет деятельности линейной (овражной) эрозии и термоэрозии.
Все вышеперечисленное приводит к выводу о необходимости доработки проекта на участке оз.Байкал. Это в целом. А теперь поподробнее, в раздел «Охрана вод» (стр.27–31 проекта «Заключения»), туда, где говорится о Байкале. Чтобы не перегружать текст, из выдержек, по возможности, исключены примеры нарушений законодательства. Господь с ним, с этим законодательством.
Уже всем понятно, что нынешние российские законы «что дышло, как поворотил, так и вышло». Оставлены основные «аргументированные замечания»:
«1. Проектирование строительства крупномасштабного магистрального нефтепровода, отнесенного в соответствии с Приложением 1 ст. 2 Федерального закона »О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов, на территории распространения опасных геологических процессов северного Байкала с сейсмичностью 10 и более баллов, максимальным приближением к озеру на 0,8–1,3 км, создает угрозу уникальной экологической системе озера Байкал, природным объектам и природным комплексам его водосборного бассейна. При этом сами разработчики проекта допускают вероятность аварии на нефтепроводе и возможность достижения нефти акватории озера Байкал, что для экосистемы озера может стать экологической катастрофой.
5. Допускать строительство нефтепровода и сооружений инфраструктуры в пределах Байкальской рифтовой зоны предельно опасно. В этой зоне многократно происходили и будут происходить землетрясения силой 9–12 баллов: на участке от р. Олекмы до озера Байкал за 1000 лет землетрясения силой 8 баллов повторялись 250 раз, 9 баллов — 100, 10
6. В проекте отсутствует оценка воздействия планируемой деятельности на экосистему озера Байкал, в том числе, оценка степени возможного загрязнения озера Байкал нефтью в случае негативного воздействия факторов антропогенного и природного происхождения, оценка последствий загрязнения и оценка причинения вреда экосистеме озера Байкал …
По заключению директора Лимнологического института СО РАН академика М.А. Грачева (письмо академика РАН М.А. Грачева от 28. 12 2005 N 15366–2115–547) нефтяное пятно объемом до 3 тыс. тонн при определенных погодных условиях охватит весь Северный Байкал до полуострова Святой Нос и острова Ольхон. При площади акватории Байкала 32 тыс. кв. км, площадь пятна может составить более 10 тыс. кв. км., т.е. 1/3 акватории озера. В случае, если нефть попадет в Байкал во время шуги, то есть в начале лета, когда Байкал покрыт распадающимся льдом, никакие меры для локализации пятна принять не удастся. Тем самым, будет нанесен существенный вред рыбным запасам и рыбному промыслу, который является основным источником средств существования местного населения. Будет нанесен значительный ущерб популяции байкальской нерпы, половина популяции которой обитает в Северном Байкале (загрязнение нефтью приведет к нарушению ее термоизоляции и гибели), а также водным организмам литорали, где обитает подавляющая часть эндемиков озера Байкал. Дать точный прогноз времени, в течение которого вредные последствия загрязнения нефтью будут не ощутимы, невозможно, поскольку никогда не происходило загрязнения такого крупного пресноводного озера.
7. Технические решения Проекта, согласно СНиП 2.05.06–85*, рассчитаны на надежную работу при сейсмичности 8 баллов, что не соответствует реальному уровню опасности территории, которая характеризуется сейсмичностью 10 и более баллов, при которой неизбежна аварийная ситуация на трассе нефтепровода. Применение способа подземной прокладки нарушает требование СНиП 2.05.06–85*, согласно которому в зонах активных тектонических разломов устанавливается обязательность надземной прокладки нефтепроводов.
8. В материалах отсутствует оценка надежности технических средств объектов и их конструкций, применяемых в столь сложных
Все сооружения должны иметь повышенную степень ответственности и обеспечивать безопасность сооружений, рассчитанную на сейсмичность 10 и более баллов. Но даже применение таких технических средств не позволит обеспечить надежную работу нефтепровода в опасных геологических условиях рассматриваемой территории, а соответственно — безопасность экосистемы озера Байкал.
9. Объем попадания нефти в озеро Байкал на участках трассы, где время добегания нефтяного пятна ниже времени локализации загрязнения (20–40 мин. по сравнению с расчетными 2 час. на локализацию), составляет 3000 тонн. Разработчикам проекта понятна неизбежность загрязнения озера Байкал нефтью при авариях, что подтверждается планированием мероприятий по установке боновых заграждений и системы нефтесборщиков непосредственно в акватории озера Байкал.
Вывод разработчиков Проекта, что предусмотренный проектными решениями комплекс противоаварийных мероприятий позволяет предотвратить и исключить негативное воздействие на озеро Байкал и водные объекты его бассейна, не обоснован, а предусмотренные комплексом противоаварийных мероприятий действия не позволят предотвратить экологическую катастрофу озера Байкал.
Реальная статистика ликвидации аварий на нефтепроводах не позволяет доверять расчетам разработчиков проекта на
11. Полученные разработчиками Проекта одинаковые результаты степени риска аварий (средняя) для всех участков нефтепровода свидетельствует о неадекватности либо методики расчета ущерба или о том, что не были учтены весьма существенные факторы влияния при ее применении. Некорректно строить оценки риска аварий для данной территории на среднероссийских показателях, т.к. природные условия проектируемой трассы нефтепровода на территории бассейна озера Байкал уникальны по своей сложности для Российской Федерации; влияние природных факторов территории на риск аварий практически не проработаны; при оценке риска аварий недостаточно были учтены факторы несанкционированного вмешательства и противоправной врезки в трубопровод, в том числе в результате возможных террористических актов\".
Господа руководители ОАО АК «Транснефть»! Ну, полно
P. S. Во время завершения работы над выпуском поступила свежая вариация на эту тему
"Как сообщил «ПРАВДЕ.Ру»
М-да.
Экологический мониторинг и контроль
Представленная проектная документация обладает следующими недостатками.
1. Представленная проектная документация по экологическому мониторингу не обеспечивает достаточно полный контроль окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности нефтепроводной системы, так как предложенные проектные решения по созданию системы, обеспечивающей сбор, передачу, анализ и распределение данных экологического мониторинга (включая состав элементов системы, выполняющих информационные функции, технологию их взаимодействия, вопросы их технического обеспечения) недостаточны, а чаще отсутствуют.
В современном представлении производственный экологический мониторинг является не только комплексами измерений и наблюдений за состоянием контролируемых компонентов природной среды, но также представляет собой систему сбора, обработки, анализа и распределения мониторинговой информации, основная задача которой -предоставлять пользователям достоверную, полную и оперативную информацию об экологической обстановке на контролируемых объектах и участках территории (акватории). В то же время в проекте экологический мониторинг представлен как система мало связанных между собой измерений параметров отдельных компонентов природной среды.
2. На этапе эксплуатации мероприятия по ведению производственного экологического контроля и экологического мониторинга должны предусматривать создание некоторой организационной структуры. Средства измерений и наблюдений, программные и технические средства сбора и обработки мониторинговых данных должны обслуживаться квалифицированным персоналом. В составе проектных материалов решения по организационному обеспечению производственного экологического мониторинга не представлены.
3. Представленная проектная документация не обеспечивает достаточно полный контроль сейсмических процессов в целях обеспечения экологической безопасности нефтепроводной системы. Предлагаемое решение имеет следующие недостатки:
- Использование
- Отсутствуют проектные решения по
- Размещение постов сейсмического мониторинга должно охватывать все основные объекты, в частности НПС, в зоне высокой сейсмичности, а не только линейную часть;
-
4. Представленная проектная документация не обеспечивает достаточно полный контроль негативных экологических процессов в целях обеспечения экологической безопасности нефтепроводной системы. Предлагаемое решение имеет следующие недостатки:
-
-
- Формулировка о наблюдении геофизических полей на оползнях
- Отсутствуют
- Не
- Отсутствует
- В
-
5. Представленная проектная документация содержит и много менее значительных недостатков, снижающих оптимальность предлагаемых решений:
-
- При мониторинге лавин контроль ориентирован на оценку последствий, в то время как необходимо изучение параметров снегового покрова для прогноза схода лавин (стратификация снежного покрова, плотность снега, наличие горизонтов глубинной изморози).
- На
- При проектировании экологического мониторинга авторы не учитывают не предполагаемое, а имеющее место сильное потепление климата со скоростью до 10С/10 лет которое скажется на развитии криогенных процессов и должен быть учтен при проектировании системы мониторинга - Выбор положения точек контроля поземных вод (ниже по потоку от трубопровода - см. например, лист 17–37 раздел по экологическому мониторингу для Бурятской республики) не позволит контролировать процессы подпора.
- Не обосновано, почему в почвах на этапе строительства контролируются тяжелые металлы, а в подземных и поверхностных водах — нет.
- В предложения
Предложения по экологическому мониторингу не являются достаточно полными для рассматриваемой стадии проектирования и не полностью соответствуют
Программа экологического мониторинга должна быть представлена на государственную экологическую экспертизу федерального уровня".
Впрочем, идея "о
Нефтяное обозрение info.forest.ru