Высказанное на прошлой неделе российским министром обороны Сергеем Ивановым предложение создать на Каспии межнациональную
И хотя в деталях почти ничего не известно о военных силах, известных как КАСФОР и названных Ивановым
Как и Каспийская гвардия, российский КАСФОР, сказал Иванов в ходе своего визита 24 января в Азербайджан, направлен на «предотвращение угрозы терроризма и распространения оружия массового уничтожения, борьбу с незаконным оборотом оружия и наркотиков», а также «защиту экономических интересов» пяти прикаспийских государств — Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Ирана и России. План, которые потребует согласия всех пяти каспийских стран, как ожидается, будет включен в повестку дня официального визита в Баку в конце февраля российского президента Владимира Путина.
Азербайджан уже сегодня является территорией, с которой ведется слежение за Каспием. Это делает как Россия, арендующая радиолокационную станцию в Габалинском районе, так и США, которые недавно разместили две мобильные радарные станции на севере и юге страны для мониторинга Каспийского моря. Перед визитом Иванова в Баку 19 января приезжал заместитель командующего силами США в Европе генерал Чарлз Уолд, отвечающий за проект Каспийской гвардии.
Однако политические и военные эксперты в Баку, выразив свое удивление готовностью Азербайджана рассмотреть предложение Иванова, подвергли сомнению вероятность того, что обе эти инициативы смогут сосуществовать в Азербайджане. Тот факт, что российская инициатива была вообще принята к рассмотрению, считают эксперты, говорит о том, что внешняя политика Азербайджана, вполне возможно, претерпевает существенные изменения.
Некоторые эксперты объясняют сложившуюся ситуацию ростом региональной напряженности, связанной как с ядерным кризисом в соседнем Иране, так и более интенсивными переговорами с Арменией по вопросу о сепаратистском
Эльдар Намазов, аналитик и помощник президента Гейдара Алиева, говорит, что внутренняя политика Ильхама Алиева диктует «очевидные» изменения во внешней политике Азербайджана. Прежняя внешняя политика Азербайджана была своего рода «симбиозом авторитарного внутреннего курса и дружбы с западными демократиями», сказал он, однако сегодня, когда «авторитарные» элементы стали рассматриваться как «серьезная проблема на Западе», Азербайджан «вынужден искать союзников среди сильных стран, которых не заботит демократия в Азербайджане». В результате, сказал он, будут крепнуть связи с Россией, чему способствовала и поддержка Москвой администрации Алиева после спорных ноябрьских парламентских выборов в Азербайджане в ноябре 2005 г.
И хотя намерения Алиева в отношении КАСФОР неизвестны, Намазов считает, что переговоры по этой инициативе «являются либо блефом, либо означают, что азербайджанское правительство хочет поиграть на тщеславии Запада». США уже начали переводить «некоторые корабли и радарные станции на баланс азербайджанских
Рустам Мамедов, президент бакинского аналитического центра «Каспий: партнерство во имя будущего», также считает, что две инициативы на одном и том же море никогда не уживутся, однако добавляет, что военный пакт между пятью прибрежными государствами мог бы помочь заключению договора о территориальном разделе Каспия.
Впрочем, Мамедов заявляет, что российское предложение направлено на то, чтобы отвадить «посторонние» государства от бассейна Каспийского моря и дать простор влиянию самой Москвы. «Какое из пяти прибрежных государств имеет ОМУ, и есть ли у этих пяти стран на самом деле общие экономические интересы, которые они хотели бы защищать? И в чем состоит опасность? Армия какого государства будет доминировать в группе, учитывая, что некоторые прибрежные государства вообще не имеют
Один азербайджанский военный эксперт подозревает также, что с помощью своей инициативы Россия намерена ослабить американское влияние на администрацию Алиева, а также потенциально демпфировать западные энергопроекты на Каспии, заявив о необходимости защиты существующих месторождений. Свое предложение «Москва обосновывает необходимостью совместной борьбы с терроризмом, контрабандой, незаконной продажей оружия и распространением наркотиков. Однако исторический опыт показывает, что для прикаспийских государств опасность всегда исходила от России и Ирана», — заявил 27 января агентству «Туран» Джанмирза Мирзоев.
КАСФОР — не единственное предложение Иванова, ставящее азербайджанских политиков перед необходимостью стратегического выбора. На обсуждение вынесен также вопрос о подготовке в России азербайджанского военного персонала, однако местные военные эксперты считают, что это предложение расходится с долгосрочными планами Азербайджана, направленными на приведение в соответствие к 2007 г. его вооруженных сил со стандартами Организации североатлантического альянса (НАТО). Азербайджан не может поделить армию на две части: одну «ориентированную на НАТО», а другую исполненную в «российском стиле», — заявил Рустам Мамедов. Предлагаемая Россией военная подготовка будет «бесполезна» для «ориентированной на стандарты НАТО и профессиональной армии, которую, как провозглашает Азербайджан, он хотел бы создать», — делает вывод Намазов.
Недавно сформированная двусторонняя комиссия по
25 января Иванов и азербайджанский министр обороны Сафар Абиев посетили последний оставшийся на территории Азербайджана российский военный объект — РЛС «Дарьял» в горном Габалинском районе. Построенная в советское время, а ныне арендуемая Россией, станция позволяет Москве отслеживать баллистические ракеты, запускаемые в регионе Персидского залива. РЛС находится примерно в 360 км от радарной станции, которую собираются модернизировать Соединенные Штаты и которая расположена на иранской границе в Лерике, и примерно в 130 ком от второй такого рода станции в Агстафе на границе с Грузией.
Министры обсудили вопросы железнодорожного снабжения РЛС «Дарьял» и помехи, возникающие на частотах станции, которые, как сказал Иванов, вызваны работающими по соседству «другими передающими станциями». Эксперт по радиочастотам на условии анонимности сказал EurasiaNet, что скорее всего причиной стали
По мнению Джанмирзы Мирзоева, Иванов приезжал не только для обсуждения вопроса о продаже вооружений, но и для того, чтобы обеспечить транспортный коридор для поставок вооружений в Иран через Азербайджан. Военный бюджет Азербайджана вырос в 2006 г. до 600 млн. долларов. Это «привлекло внимание России. До сих пор Азербайджан закупал оружие в третьих странах — Украине, Китае, странах Восточной Европы. Поэтому Россия предложила создать межгосударственную комиссию по сотрудничеству в
Надежный наземный маршрут позволил бы России переправлять оружие в Иран, не привлекая внимания американских радаров, осуществляющих мониторинг Каспия, сказал он. «Эскалация напряженности между США и Ираном приведет к тому, что поставки грузов из РФ в Иран резко возрастут. Неизмеримо возрастет значение морского пути по Каспию. Однако радары США засекут любое движение в сторону Ирана. По этой причине Россия постарается использовать наземные транспортные артерии Азербайджана», — сказал он.
Эксперт Ильгар Мамедов прокомментировал это так: «Для дипломатии настали трудные времена».