Заявление президента РФ Владимира Путина о намерении пригласить в Москву руководство Исламского движения сопротивления (ХАМАС) произвело на международной арене эффект разорвавшейся бомбы. Россия стала первой из «квартета» посредников ближневосточного урегулирования (в который, помимо нее, входят США, ЕС и ООН), кто открыто заявил о готовности к диалогу с ХАМАС. Причем, к диалогу на самом высоком уровне.
Напомним, что 9 февраля Владимир Путин во время визита в Испанию призвал международное сообщество продолжать контакты с группировкой ХАМАС, победившей на парламентских выборах в Палестине, и правительством, которое будет создано в ближайшее время. Президент РФ подчеркнул, что Россия не считает ХАМАС террористической организацией и заявил, что представители группировки будут приглашены в Россию для переговоров. В свою очередь, ХАМАС выразил готовность принять приглашение Владимира Путина в случае его официального подтверждения.
В Израиле заявление Путина вызвало удивление и шок. В нем усмотрели официальный отказ России от требований «четверки», предъявляемых к ХАМАС и заключающихся в разоружении, признании израильского государства и отказе от насилия. «Израиль поддерживает позицию „квартета“ в том, что не должно быть никаких контактов с ХАМАС до тех пор, пока он не признает Израиль, не осудит терроризм и не признает международные договоренности», такие как «дорожная карта», — заявил представитель МИД Израиля Марк Регев. В Израиле не скрывают, что нынешняя позиция Москвы может привести не к повышению, а к резкому снижению ее посреднической роли в ближневосточном урегулировании.
США попросили Россию уточнить свои намерения по поводу предполагаемых контактов с ХАМАСом, о чем заявил официальный представитель Госдепартамента США Шон Маккормак. "Мы уже обратились к России за разъяснениями относительно их намерений и планов. Мы ожидаем, что если российское правительство будет вести с ХАМАС переговоры, то оно займёт ту же позицию, что и «ближневосточный квартет», — сказал он.
Разъяснения последовали немедленно, правда, со стороны российского МИДа, а не президента В.Путина. Разговор с ХАМАС необходим для восстановления процесса
Напомним, что 31 января ХАМАС отверг призыв «четверки» сложить оружие и признать право Израиля на существование. «Четверке» следовало бы потребовать от Израиля прекращения оккупации и агрессии, а не требовать от жертвы, чтобы она признала оккупацию и осталась стоять в наручниках перед лицом агрессии", — заявил представитель Исламского движения сопротивления Сами Абу Зухри. Эта позиция исламистов с тех пор никак не корректировалась.
«Сегодня ХАМАС не готов признать государство Израиль. Это принципиальная позиция. Победив с ней на выборах, ХАМАС просто не может взять и отказаться от нее, — считает представитель движения ФАТХ в России Мухаммед
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский уверен, что именно активное участие международного сообщества в деле ближневосточного урегулирования привело к нынешнему обострению ситуации. «Израильтяне сегодня абсолютно убеждены, что курс, который предлагает ХАМАС — это не мир. А, значит, израильтяне будут сами обеспечивать свою безопасность привычными способами», — заявил эксперт. Он полагает, что внимание самых активных посредников ближневосточного урегулирования — западных стран, сегодня отвлечено на другие регионы Ближнего и Среднего Востока, а значит, «израильтяне и палестинцы будут сами решать судьбы Израиля и Палестины».
«Сегодня в Израиле есть общее ощущение у всех политических сил, что, участвуя в бесконечных переговорах и постоянно соглашаясь на уступки, Израиль терял территорию за территорией, при этом вечно оставаясь виноватым. Израиль больше не будет ни с кем вести переговоров, он будет сам определять свои границы. Израиль будет герметично закупоривать границы с палестинцами, не пуская их на свою территорию, потому что террор уничтожил возможности для сосуществования», — уверен Сатановский.
Вице-президент
С мнением коллеги согласился руководитель Центра арабских исследований Института Востоковедения РАН Виталий Наумкин. Он призвал не рассматривать ХАМАС «просто, как группу воинствующих исламистов и разрушителей Израиля». «Там вовсе не все исламские фанатики, ориентированные только на построение исламского государства, — заметил Наумкин. — В самое сложное время для палестинских территорий ХАМАС добился того, чтобы там функционировали образование, здравоохранение и социальные службы. Надо помнить, что это социальное движение, которое доказало, что способно помочь палестинскому населению». По мнению эксперта, идеальным выходом из затянувшегося кризиса было бы формирование палестинского правительства из
Что же касается роли международного сообщества, то ему, по словам Наумкина, следовало бы «взять паузу» и посмотреть, до чего договорятся сами палестинцы.