Каспийская

Каспийская

В Москве завершились российско-иранские переговоры по ядерной программе Тегерана. Москва, как известно, предлагает создать совместное предприятие с циклом обогащения урана на российской территории, что успокоило бы Запад. Наблюдатели считают, что это, возможно, последний шанс для предотвращения новой региональной войны — агрессии Соединенных Штатов против Ирана. Первый день показал сложность этих переговоров, продлившихся значительно дольше запланированного. Российские СМИ сообщают, что за их ходом внимательно наблюдал президент Путин…

Как ни странно, но вся эта сложная интрига может привести к политическим последствиям, далеким от конфликта Ирана и США: к еще большему упрочению союзнических отношений Казахстана и России.

В случае начала военных действий между американцами и Ираном Каспий, к счастью для нас, не станет «передовой линией» войны. Но и «зоной мира и спокойствия» — тоже. Правила современной войны требуют быстрого и всестороннего воздействия на противника. Удары по морской инфраструктуре Ирана на Каспийском море вполне предсказуемы. Что весьма неприятно для Казахстана — каковы будут в этом случае перспективы инвестиционных проектов на шельфе казахстанской части моря?

И здесь свою позитивную для Казахстана роль сможет сыграть фактор, который до сих пор многим не нравился — российская военная флотилия на Каспийском море.

Официально на переговорах по разграничению на Каспии все последние годы поднимался вопрос о делимитации региона, но фактически этого не происходило. Более того, практически все приморские страны постепенно и посильно наращивали свое военное присутствие на Каспии. Дальше всех в этом пошла Россия. Несколько лет назад в строй ее флотилии был введен эсминец, не имеющий равных себе по огневой мощи в этом закрытом морском регионе. Затем, два года назад, Россией были проведены военные учения, которые в прикаспийских странах, в том числе и в Казахстане, были расценены как беспрецедентная демонстрация военной мощи. «Таких военных учений не было здесь даже во времена СССР», — заметил один из казахстанских политологов. Правда, он добавляет, что тогда, при СССР, в таких учениях и не было надобности — фактически Каспий был почти внутренним морем Союза. «Россия на это пошла, чтобы продемонстрировать, что при любых геополитических проектах — трубопроводных, транспортных — геополитическую безопасность в регионе обеспечивать будет именно она», — так комментировал ситуацию, беспокоящую многих, эксперт.

Но сейчас оценки, возможно, поменяются. Наличие российской военной флотилии на Каспийском море становится из фактора, потенциально конфликтогенного в дальней перспективе в фактор, стабилизирующий обстановку в конкретной ситуации.

Трудно представить, что в американские военные планы входит развязывание военных действий в непосредственной близости от нахождения российских кораблей, это способно привести к абсолютно непредсказуемым политическим последствиям.

Конечно, в последние годы были примеры того, что США мало с чем склонны считаться когда начинают свои карательные операции, но сейчас положение иное, чем было во время бомбардировок Белграда, Афганистана или взятия Багдада.

Рост антиамериканских настроений в мире, особенно в исламском — факт, и на таком фоне обострение отношений с Москвой — Вашингтону не на руку.

Каждая монета имеет две стороны, и военное присутствие России на Каспии может стать сдерживающим фактором для военных действий в этом регионе. Здесь как раз очень вовремя вспомнить о союзничестве Казахстана и России в рамках ДКБ. Конечно, речь только о дипломатическом потенциале этой структуры…

В случае военного конфликта Ирана и США возрастет также значение маршрутов экспортной транспортировки нефти из Казахстана на внешний рынок по территории России.

Можно порадоваться, что у нефтепровода КТК есть незаполненные мощности, и вся российская нефтепроводная система достаточно далека от тех зон, где могут возникнуть военные действия или произойти террористические акты.

Кроме того, будущее порта Актау, который является важнейшим транспортным узлом Казахстана на западе республики, в случае военных действий между Ираном и США, особенно, если они затянутся (чего нельзя исключать), тоже окажется под вопросом.

И фактор наличия в акватории Каспия союзного российского флота — бесспорный позитив, хотя всех проблем это не снимает. Так или иначе, но в конфликт могут оказаться вовлечены и страны Закавказья, и тогда из Актау можно будет возить грузы только в российские же порты.

Кстати, если конфликт начнется, то будет, вполне возможно, затяжным. Мы видим, что даже территорию Ирака американцы контролируют плохо. А Иран — больше по площади и населению, там традиционно очень сильны антиамериканские настроения. Все это гарантирует нестабильность и широкую партизанскую войну, если США решат оккупировать Иран. Казалось бы, нам что до этого? Но, опять же, косвенный эффект — слишком рискованными становятся проекты прокладки железной дороги западного стандарта колеи в широтном направлении через территорию Казахстана — от Китая до Турции через Туркмению и Иран. Кто рискнет вкладывать деньги в такое строительство или отправлять по дороге грузы, даже если она будет «привязана» к морской переправе через Каспий? Это добавляет аргументов тем, кто считает, что узкоколейку надо вести через территорию Казахстана на Россию.

Чужой конфликт (не станем сейчас анализировать его реальные истоки и правоту позиций участвующих в нем сторон, это иной вопрос), способен заметно повлиять на интересы Казахстана. А также России, хотя для нее осложнения на Каспии из-за столкновения США и Ирана не есть судьбоносный вопрос, но все же это серьезно.

Астану и Москву здесь сближают угрозы, и это — эффективный фундамент для укрепления союзничества двух стран. В определенной мере подобная ситуация станет первым примером проявления союзничества в реалиях, а не только в политических заявлениях и документах. Хотя лучше все-таки, чтобы повода для этого не представилось…

Оценить статью
(0)