Войска гражданской обороны (ГО) неожиданно стали яблоком раздора российских парламентариев. Вопрос стоит — ни много ни мало — о будущем этих войск. Точнее, о том, останутся ли они в составе Министерства по чрезвычайным ситуациям или вернутся в лоно Минобороны, из которого в 1991 г. были переданы в подчинение Сергея Шойгу. «Корень зла», как это нередко сегодня бывает, оказался в российском законодательстве. Точнее, в тех «правовых пустотах», которыми оно изобилует. Уточним, понятие «гражданская оборона» сегодня дают два действующих закона — «Об обороне» и «О гражданской обороне». Но каждый из документов трактует его
По закону «Об обороне» гражданская оборона определяется как «система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий». Закон «О гражданской обороне» дополняет к этому возможность привлечения войск ГО к защите населения и при «масштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». То есть значительно расширяет само понятие гражданской обороны.
Атака МЧС
Подчеркнем, что оба закона «мирно сосуществовали» добрый десяток лет. И, наверное, так продолжалось бы и дальше, не прояви законодательную инициативу группа
В частности, уточняется комплекс мер по усилению безопасности жизнедеятельности граждан в условиях угрозы и при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также предлагается ввести статью, определяющую задачи государственного надзора в области ГО. «В документе уточняются и расходные обязательства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в обеспечении мероприятий по ГО», — пояснил корреспонденту «ВПК» один из соавторов законопроекта Виктор Войтенко. В полномочия органов власти, уточнил парламентарий, закладывается требование по организации подготовки и обучения населения в области гражданской обороны, а организации должны вести «обучение своих работников в области гражданской обороны». При этом подчеркивается, что «обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет этих организаций».
Обратим внимание и на предложенный Виктором Войтенко, Валерием Востротиным и Алексеем Розуваном государственный надзор в области ГО. Основной задачей его «является проверка выполнения требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами». А органом госнадзора в области ГО предлагается назначить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (читай: МЧС).
Контратака МО
Принятие этого законопроекта, по оценке парламентских экспертов «ВПК», означает окончательное закрепление перехода войск ГО из Минобороны в МЧС. В военном ведомстве это поняли и тут же руками члена думского комитета по обороне Андрея Головатюка попытались отбить атаку «эмчээсовцев». В конце января с.г. депутат Андрей Головатюк внес на рассмотрение Госдумы проект прямо противоположного федерального закона.
Пора несколько слов сказать о самих авторах проектов. Члены Комитета по безопасности Виктор Войтенко —
\"Законопроект «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона „О гражданской обороне“ приводит понятие „гражданская оборона“, установленное в этом законе, в соответствие с аналогичным понятием, установленным в статье 21 Федерального закона „Об обороне“ и нормами международного права», — отмечается в пояснительной записке к проекту, предложенному Андреем Головатюком. «Федеральный закон „Об обороне“ является базовым по вопросам обороны государства и определяет основы и организацию обороны России, — пояснил член Комитета ГД по обороне. — Под обороной, согласно закону, понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер как по подготовке к вооруженной защите, так и по вооруженной защите России.
При этом гражданская оборона является неотъемлемой частью обороны. Вопросы, не относящиеся к подготовке к вооруженной защите и самой защите России, к обороне не относятся. Следовательно, круг вопросов гражданской обороны также не может выходить за установленные рамки». Позицию Андрея Головатюка поддержал Комитет по обороне, отметивший в своем заключении, что статьей 71 Конституции РФ вопросы обороны относятся к исключительному ведению Российской Федерации. А вопросы ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии со статьей 72 Конституции отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. «Очевидно, что смешение этих вопросов недопустимо. Каждый из них имеет свою область правового регулирования, в рамках которой сформировались самостоятельные массивы нормативных правовых актов», — подчеркивается в заключении комитета.
Гражданская или военная?
Еще несколько аргументов, приведенных Андреем Головатюком. Понятие гражданской обороны, напомнил депутат, также установлено международным правовым актом. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, определяет ГО как выполнение «гуманитарных задач, направленных на то, чтобы защитить гражданское население от опасностей и помочь ему устранить непосредственные последствия военных действий или бедствий, а также создать условия, необходимые для выживания». В соответствии со статьей 15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». «Определение, установленное Федеральным законом „О гражданской обороне“, дает более расширенный круг задач гражданской обороны, а следовательно, нарушает указанную конституционную норму», — считает Андрей Головатюк.
Гражданская оборона действительно является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство ГО осуществляет правительство РФ. Руководство гражданской обороной в регионах обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО.
Заметим, в России государственная организация защиты населения берет свое начало с 4 октября 1932 г., когда Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение о местной противовоздушной обороне. Ее первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения МПВО обезвредили 40 тыс. зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тыс. крупных аварий. В те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан.
В послевоенный период система защиты населения совершенствовалась с учетом появления ядерного, химического и бактериологического оружия. С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО стало осуществлять Министерство обороны СССР. Однако в условиях прекращения холодной войны гражданская оборона уже не отвечала новым требованиям и оказалась не готовой к работе в условиях крупных аварий и катастроф. В 1991 г. войска ГО были выведены из состава МО.
Сегодня войска ГО — это государственная военная организация, включающая воинские формирования (соединения, воинские части и организации), входящие в состав российского МЧС и составляющие часть Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Они представляют собой основу сил быстрого реагирования «чрезвычайного» ведомства и решают специальные задачи мирного и военного времени. Главными из них являются
В последние годы войска ГО все чаще привлекаются к эвакуации населения, решению вопросов его первоочередного жизнеобеспечения, восстановлению пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов, охране особо важных объектов, а также локализации и тушению крупных очагов лесных и торфяных пожаров. Подразделения ГО не раз работали и в зонах вооруженных конфликтов (Южной и Северной Осетии, Абхазии, Грузии, Приднестровье, Югославии, Таджикистане, Чечне, Афганистане). Они обеспечивали людей питьевой водой и продуктами питания, организовывали эвакуацию раненых и доставку почты. Не раз во время крупных эпидемий медики совместно с войсками МЧС проводили эвакуацию больных, обеспечивали людей предметами первой необходимости.
СПРАВКА «ВПК»
На войска ГО при организации и проведении в государстве мероприятий по гражданской обороне возлагаются следующие основные задачи:
- обеспечение постоянной готовности соединений и воинских частей гражданской обороны, своевременный их перевод с мирного на военное время;
- проведение
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.
Войска ГО принимают участие:
- в обучении населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- в мероприятиях по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- в борьбе с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Кроме того, войска ГО принимают участие в решении задач территориальной обороны в части охраны и обороны важных объектов в соответствии с перечнем, согласованным с МО России и утвержденным министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В мирное время при чрезвычайных ситуациях на войска ГО возлагаются следующие основные задачи:
- проведение
- ведение радиационной, химической и биологической разведки в зонах чрезвычайных ситуаций и на маршрутах выдвижения к ним;
- обнаружение и обозначение районов радиационного, химического, биологического и иного загрязнения (заражения);
- проведение работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию объектов и территорий;
- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием неразорвавшихся авиационных бомб;
- доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи, в том числе в иностранные государства.
При ликвидации чрезвычайных ситуаций войска ГО принимают участие:
- в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- в проведении мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- в проведении работ по восстановлению системы жизнеобеспечения населения, важных объектов и коммуникаций;
- в локализации и ликвидации крупных лесных, торфяных и других пожаров.
Естественно, формирования гражданской обороны меняются и качественно. На их оснащении сегодня современная специальная и инженерная техника, спасательный инструмент, приборы поиска пострадавших, средства жизнеобеспечения населения. В МЧС говорят, что продолжающееся в настоящее время реформирование войск ГО позволит сделать их более мобильными и эффективными, а также улучшить специальную подготовку, систему управления и
Принять нельзя отклонить
Где же депутаты поставят запятую? То есть чьему законопроекту отдадут предпочтение? Комитет ГД по обороне, напомним, уже высказался в поддержку поправок Головатюка и предложил отклонить законодательные изменения, выдвинутые Войтенко, Востротиным и Розуваном. Комитет ГД по безопасности занял прямо противоположную позицию, поддержав своих членов и отвергнув законодательную инициативу представителя Комитета по обороне.
Как замечают наши думские эксперты, генералы Войтенко, Востротин и Розуван имеют в Думе «больший авторитет». Плюс к этому Сергей Шойгу не отдаст гражданскую оборону, которая сейчас подчиняется ему. Он активно привлекает ее части к защите населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Тем более, как заявил Сергей Шойгу на прошедшем на днях Всероссийском сборе МЧС, в настоящее время идет «девоенизация» ведомства и к 2011 г. служащие его министерства получат правоохранительный статус. «Большая часть служащих должна стать либо гражданскими, либо перейти на правоохранительную службу», — сказал главный спасатель страны.
В любом случае по законопроектам о ГО будет серьезный спор. Хотя, по оценкам наших думских собеседников, Комитет по обороне в итоге уступит. "Глава думских оборонщиков Виктор Заварзин не боец и не будет спорить с тремя генералами, за которыми стоит Шойгу, один из лидеров «Единой России». «И Заварзин — член этой фракции. А рассчитывать на поддержку Сергея Иванова в этом споре председателю Комитета ГД по обороне не приходится. У министра обороны достаточно проблем и без войск гражданской обороны», — заявил корреспонденту «ВПК» один из сотрудников аппарата Госдумы.
Кстати, Войтенко, Востротин и Розуван также представляют «Единую Россию». Так что вопрос, по мнению наших источников, будет решаться на фракции. И во имя партийного единства вопросы законотворчества и обороны страны будут отодвинуты, скорее всего, на второй план.
Сергей Пермяков