Эта максима разделяется не только абсолютным большинством экспертов в России, Украине и Молдове, но и стала частью массового сознания. Альтернативные интерпретации природы конфликта, которые предлагаются приднестровскими идеологами, отрицаются даже российской дипломатией, которую уж точно в подыгрывании Молдове обвинить нельзя.
Так, на днях представитель России в переговорном процессе Валерий Нестерушкин заявил, что приднестровский конфликт не является конфликтом между гражданами, а происходит исключительно (тут российский дипломат применил очень туманную формулировку) из «правовой коллизии». Другими словами, является конфликтом интересов политических кругов. Как известно, политика — это концентрированное выражение экономических интересов.
Соответственно грязные деньги формируют не менее грязных политиков. Пресловутая приватизация, начатая четыре года назад на левом берегу, предоставляет красноречивые факты, свидетельствующие о «чистоте» помыслов политической верхушки региона. По большому счету, приватизационные процессы в Приднестровье проходят в том же русле, что и в Украине, Молдове и России в начале
То, что сейчас происходит в Приднестровье, эксперты называют самой грабительской приватизацией на всем постсоветском пространстве. Если в Молдове хоть раздавались ваучеры и работники бывших госпредприятий имели теоретическую возможность получить мизерную выгоду от перехода заводов, фабрик и магазинов в частные руки, то в Приднестровье предприятия уходят с молотка, а люди, которые на них трудятся, об этом подчас не знают.
Поразительно и то, что продаже подлежат все стратегические производства региона. Масштабы одной из афер — продажи Молдавской ГРЭС — оказались настолько грандиозными, что слухи о перипетиях этого дела активно муссировались в самой влиятельной прессе России и Украины. Как пишет газета «Новый регион» (Украина), думские депутаты Бабурин и Алкснис, широко известные благодаря своей деятельности в Приднестровье, подрядились найти инвесторов и юридически сопровождать сделку. Приватизация в лучших традициях шла без конкурса — по «индивидуальному проекту». Стопроцентный пакет акций был продан за 29 млн. долларов израильским гражданам советского происхождения. Оформляли бумаги через юридическую контору Бабурина, за что он, по данным газеты, получил 800 тысяч долларов. А дальше — обычная схема: 42,8 млн. долларов инвестиций пошли не в инфраструктуру станции, а в
2005–2006 годы, похоже, становятся пиком приватизации в Приднестровье. Если еще в 2004 году общая сумма от продажи государственной собственности составила по некоторым данным чуть более 6 миллионов долларов, то в
Таким образом, для 2007 года фактически ничего не остается, поскольку в этом году планируют продать даже тираспольский
Безусловно, часть этих денег идет в бюджет Приднестровья. За последнее время повышались пенсии и зарплаты, а расходная социальная часть бюджета реально ничем не обеспечивается. Вот уже и хлеб подорожал на 10%. Точнее, в бюджет пойдет та самая мизерная ставка, по которой предприятия уходят «на первичном рынке». А реальные деньги после той пресловутой перепродажи осядут на счетах в иностранных банках, открытых на имена «своих людей». Поэтому вопрос «конкурсантов», претендующих на приднестровский пирог, первоочередной для тех, кто стоит за приватизацией.
Оказывается, что львиная доля новоиспеченных владельцев приднестровских предприятий — это российские экономические агенты: ЗАО Торговый дом «Арома», ОАО «Севкабель», ФГУП «Салют», ООО «Грин», компания «Нордик» и прочие. Но есть и такие — «Elm Energy Investment & Management Corporation», (княжество Лихтенштейн), «WJ Holding Limited» (Кипр), «Domtan», (Люксембург) и так далее. Последние компании объединяет одно ласкающее слух махинаторов слово: оффшор. Потому что именно тут скрываются истинные предпосылки для заколачивания поистине больших денег, а значит, и причины замораживания приднестровского конфликта. Точно так же, как объекты продаются государством за десятую долю реальной стоимости, новые владельцы «перепродают» их за суммы, которые могут в энное количество раз превышать реальную цену.
Таким образом, вся приднестровская промышленность превратилась в огромную стиральную машину по отмыванию денег. Именно поэтому «покупателей» приднестровских предприятий совершенно не пугает тот факт, что сделка не будет признана ни одной правовой структурой в мире, ведь с точки зрения международного права приватизации на левом берегу Днестра не существует так же, как и самого Приднестровья.
А отмывать есть что. По некоторым данным, серый рынок левого берега в условиях практического отсутствия границ составляет минимум два миллиарда долларов. По данным украинской таможни, в прошлом году из Украины в Приднестровье по документам было ввезено столько продуктов питания, что, если посчитать, сколько из них потребляет каждый приднестровец, окажется, что жители этого региона — самые прожорливые в мире. Естественно, к объемам рынка
У этих двух миллиардов есть хозяева. Такой «бизнес» — дело доверенных лиц, а лучше всего — родственников. Так, например, бывший министр юстиции Приднестровья Балала, курировавший продажу Молдавской ГРЭС, — близкий друг Бабурина и Алксниса и по совместительству — племянник жены Смирнова.
Если бы хозяевами приднестровского теневого пирога были только местные персоны, было бы полбеды. Для решения приднестровской проблемы гораздо хуже, когда «собственниками» оказываются политики соседних государств. Так, еще год назад у власти в Украине находилась группировка, которой принадлежит изрядная доля приднестровских теневых активов, а конкретнее — Молдавский металлургический завод (ММЗ). Среди них — бывший президент Украины Леонид Кучма и претендент на президентское кресло Виктор Янукович.
До последней смены власти в Молдове в приднестровской схеме участвовали и наши демократы. Так, чемоданчик со ста тысячами долларов, каждый месяц пересекающий Днестр в качестве благодарности за нужную подпись под важным документом, уже стал общеизвестным примером, иллюстрирующим истинные отношения между «противоборствующими сторонами» в недалеком прошлом. Интересно, что как только политические силы Молдовы и соседних государств теряют доступ к приднестровской кормушке после выпадения из мэйнстрима национальной политики, сразу же наступает «прозрение». Так, Молдова начала энергично решать приднестровский вопрос только после ухода демократов, а Украина заговорила о Приднестровье как о «черной дыре в Восточной Европе» после прихода к власти Ющенко.
Дмитрий Каврук