Россия открывается для ядерного мониторинга

Россия открывается для ядерного мониторинга

Россия открывается для ядерного мониторинга

На ратификацию в Государственную Думу внесено соглашение между правительством Российской Федерации и подготовительной комиссией Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) о проведении мероприятий в отношении объектов Международной системы мониторинга, предусмотренной ДВЗЯИ.

Соглашение было подписано в Вене 22 марта 2005 г. Оно является основой создания правовой базы сотрудничества Российской Федерации с подготовительной комиссией (ПК) Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в части создания, модернизации, сертификации и обеспечения временной эксплуатации российской части Международной системы мониторинга, создаваемой в соответствии с ДВЗЯИ.
Сам Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, напомним, был подписан 24 сентября 1996 г. и ратифицирован Россией 30 июня 2000 г. Предметом ДВЗЯИ является запрет на проведение любого испытательного взрыва ядерного оружия или другого ядерного взрыва, побуждение, поощрение или какое-либо участие в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия или любого другого ядерного взрыва.

Система мониторинга

Здесь нужно отметить, что по решению подписавших ДВЗЯИ государств учреждена подготовительная комиссия Организации по ДВЗЯИ, которая, в свою очередь, образовала Международную систему мониторинга (МСМ) для контроля за выполнением положений Договора. МСМ состоит из сейсмологического, радионуклидного, гидроакустического и инфразвукового мониторингов.
Сейсмологический мониторинг предназначен для обмена сейсмологическими данными. Включает в себя создание и эксплуатацию глобальной сети первичных и вспомогательных станций сейсмологического мониторинга. Сеть первичных станций — 50 единиц, вспомогательных — 120. Данные с них могут быть запрошены в любое время.
Радионуклидный мониторинг предназначен для обмена данными о радионуклидах в атмосфере и также включает в себя создание и эксплуатацию глобальной сети станций радионуклидного мониторинга и сертифицированных лабораторий. Общая сеть станций по измерению радионуклидов в атмосфере — 80 единиц, половина из которых способна осуществлять мониторинг благородных газов. Сеть станций радионуклидного мониторинга поддерживается лабораториями, которые сертифицируются техническим секретариатом для осуществления анализа проб со станций радионуклидного мониторинга.
Гидроакустический мониторинг предназначен для обмена гидроакустическими данными. Глобальная сеть гидроакустических станций состоит из шести гидрофонных станций и пяти Т-фазовых станций.
Инфразвуковой мониторинг предназначен для обмена инфразвуковыми данными. Сеть инфразвуковых станций состоит из 60 объектов.
Получение, сбор, обработку, анализ, отчетность и архивацию данных от объектов Международной системы мониторинга осуществляет Международный центр данных через Национальные центры.

Безвозмездно — значит бесплатно

«Доля» России в мировом мониторинге — 19 сейсмологических станций, 9 радионуклидных и 4 инфразвуковых, расположенных во всех регионах страны — от Камчатки до Москвы и Кавказа. Однако «стоить» это для бюджета нашей страны не будет ничего, поскольку предусмотрено безвозмездное содействие России в создании и модернизации объектов МСМ, расположенных на территории РФ. При этом расходы ПК Организации по ДВЗЯИ на создание российского сегмента Международной системы мониторинга ориентировочно составят более 15 млн. долларов США.

Справка «ВПК»

Объектами Международной системы мониторинга для контроля за выполнением положений ДВЗЯИ, размещенными в Российской Федерации, являются:
Хабаз, сейсмологическая станция PS32;
Залесово, сейсмологическая станция PS33;
Норильск, сейсмологическая станция PS34;
Пеледуй, сейсмологическая станция PS35;
Петропавловск-Камчатский,
сейсмологическая станция PS36;
Уссурийск, сейсмологическая станция PS37;
Киров, сейсмологическая станция AS82;
Кисловодск, сейсмологическая станция AS83;
Обнинск, сейсмологическая станция AS84;
Арти, сейсмологическая станция AS85;
Сеймчан, сейсмологическая станция AS86;
Талая, сейсмологическая станция AS87;
Якутск, сейсмологическая станция AS88;
Кульдур, сейсмологическая станция AS89;
Билибино, сейсмологическая станция AS90;
Тикси, сейсмологическая станция AS91;
Южно-Сахалинск,
сейсмологическая станция AS92;
Магадан, сейсмологическая станция AS93;
Зилим, сейсмологическая станция AS94.

Киров, радионуклидная станция KN54;
Норильск, радионуклидная станция RN55;
Пеледуй, радионуклидная станция RN56;
Билибино, радионуклидная станция RN57;
Уссурийск, радионуклидная станция RN58;
Залесово, радионуклидная станция RN59;
Петропавловск-Камчатский,
радионуклидная станция RN60;
Дубна, радионуклидная станция RN61;
Москва, радионуклидная лаборатория RL13.

Дубна, инфразвуковая станция IS43;
Петропавловск-Камчатский,
инфразвуковая станция IS44;
Уссурийск, инфразвуковая станция IS45;
Залесово, инфразвуковая станция IS46.

По оценкам российских экспертов, реализация Соглашения явится значительным вкладом сторон в выполнение обязательств по ДВЗЯИ. Соглашение, как считается, отвечает национальным интересам Российской Федерации. И, самое главное, определяет рамки взаимодействия, устанавливает обязательства ПК Организации по ДВЗЯИ по безвозмездному содействию России в сфере создания и модернизации объектов МСМ, обеспечивает для этого соответствующие условия. Во всяком случае, как подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту о ратификации соглашения, внесенному правительством РФ в Госдуму, «реализация Соглашения позволит ускорить создание российского сегмента Международной системы мониторинга по Договору и обеспечить его эксплуатацию».
Компетентными органами по реализации соглашения со стороны России назначено Минобороны РФ, со стороны подготовительной комиссии Организации по ДВЗЯИ — Временный технический секретариат этой же комиссии. После предварительного согласования обе стороны имеют право привлекать для реализации соглашения другие органы, организации и научно-исследовательские институты.

Без неожиданных инспекций

Мониторингом на территории России будет заниматься специально созданная вышеназванным секретариатом группа численностью до 30 человек. Состав группы будет согласовываться с российской стороной, и последняя может отвести любую кандидатуру без объяснения причин. Состав может меняться не более одного раза в полгода. О проведении любых мероприятий в рамках мониторинга Россия должна уведомляться заблаговременно. Причем с таким расчетом, чтобы, цитируем документ, «не менее чем за 60 дней до предполагаемого начала выполнения конкретных мероприятий» провести консультации. А за 45 дней российской стороне должны быть представлены сведения о привлекаемом персонале, оборудовании и сроках выполнения работ.
Таким образом, ни о каких неожиданных инспекциях и речи быть не может. Более того, российская сторона имеет право проводить проверку ввозимого оборудования, «для того чтобы убедиться, что это оборудование необходимо и соответствует требованиям для выполнения мероприятий в рамках настоящего соглашения».
В том, что соглашение между правительством РФ и ПК Организации по ДВЗЯИ будет ратифицировано, сомневаться не приходится. Комитет ГД по обороне, назначенный соисполнителем по документу, уже принял решение рекомендовать Госдуме ратификацию соглашения. Аналогичную позицию занимает и профильный комитет — по международным делам. Как сообщили корреспонденту «ВПК» в аппарате нижней палаты российского парламента, на пленарное заседание Госдумы документ планируется вынести в марте.

Виктор Михайлов

Оценить статью
(0)