Значительное повышение цен на
Например, в Новосибирске Комитет солидарных действий обвинил руководство КПРФ в торможении народных протестов. В Новосибирске, кстати, на улицу вышли от 1,5 до 3 тыс. человек, в Воронеже — более тысячи, в Вологде — 500 человек. Но пока что митинги «обманутых льготников» отнюдь не сливаются в единый бурный поток, грозящий смести власть. Хотя условия для проявления массового протестных настроений вроде бы налицо. Ведь власти одновременно с требованием обеспечить во всех регионах
На 4 марта КПРФ назначило Всероссийскую акцию протеста против новых тарифов ЖКХ. Однако вряд ли эта акция достигнет даже прошлогоднего размаха. Власти, напуганные первыми протестами, приняли упреждающие меры. Была расколота и поставлена под контроль властей Партия пенсионеров, расколота и подверглась мощному прессингу партия «Родина». Такой же прессинг оказывается на все общественные организации. В стране так и не появилось никакого подобия объединенной оппозиции. В результате возглавить протестные акции во всероссийском масштабе элементарно некому. Так что условий для «цветной» революции в России сейчас нет. Нескоординированные, разрозненные выступления на местах угрозы для власти не представляют. Ей не страшны митинги и демонстрации. Реагировать она будет только тогда, когда разгневанные пенсионеры и безработные начнут перекрывать жизненно важные магистрали. Кстати, первые такие акции уже прошли в Воронеже.
Возможно, более эффективным могли бы стать не митинги и демонстрации, а массовые акции гражданского неповиновения: отказ основной массы жителей платить по новым тарифам и демонстративная оплата по старым тарифам. Но у нас нет традиции проведения таких акций, и нет политической силы, способной организовать их сегодня. Тем не менее, именно массовая неуплата коммунальных платежей по новым тарифам наверняка будет иметь место и станет наиболее болезненной формой протеста для властей, поскольку для многих такие действия даже не будут являться протестными — они просто не смогут платить. В результате, в большинстве регионов тарифы так или иначе придется уменьшить — постановлениями местных властей. Например, в Брянске городской Совет уже решил снизить тарифы — с 30 до 20 процентов. Параллельно будет происходить постепенное повышение зарплат и пенсий — чтобы смягчить удар, равно как и увеличение адресных выплат отдельным, наиболее нуждающимся категориям населения. Это, в частности, уже произошло в Воронеже, хотя суммы выплат оказались мизерными. Деньги для этого в казне сейчас имеются благодаря высоким ценам на нефть.
Власть, очевидно, действует тем же способом, как и в случае с прошлогодней монетизацией льгот. Тогда сначала компенсация была предусмотрена в минимальном размере, и лишь под влиянием демонстрацией и перекрытия транспортных магистралей выплаты льготникам были увеличены в три раза. Вот и сейчас в Кремле хотят по возможности минимизировать расходы казны в связи с реформой ЖКХ. Поэтому изначально тарифы и цены разрешили задрать по максимуму. Насколько власти потом понизят тарифы, насколько увеличат зарплаты и пенсии, будет зависеть от размаха и остроты протестных выступлений в различных регионах. Кроме того, под предлогом массовых демонстраций могут досрочно сменить несколько губернаторов — из тех, кого еще не назначил Путин.
В целом реформа ЖКХ, по замыслу ее архитекторов, как раз и должна канализировать недовольство населения против региональных властей, отвлекая его от федерального центра. Что же касается реальных преобразований в
Борис Соколов