Россия пошла неверной дорогой

Россия пошла неверной дорогой

Россия пошла неверной дорогой

Этот документ подготовила группа известных экспертов, во главе которых стояли видные представители крупнейших партий: Республиканской (бывший конгрессмен и кандидат в вице-президенты США Джек Кемп) и Демократической (бывший сенатор и кандидат в вице-президенты США на выборах 2004 года Джон Эдвардс).

В докладе указывается, что через 15 лет после краха СССР, советско-американские отношения явно идут в неверном направлении. Идея о «стратегическом партнерстве» России и США была совершенно справедливой, но ныне она не выглядит реалистической. Главный вопрос, который ныне стоит перед США, заключается не в том, каким образом обеспечить жизнеспособность этого партнерства, а в том, каким образом сотрудничать с Россией в некоторых избранных сферах международной политики, чтобы добиться решения важных задач, которые стоят перед международным сообществом.

Сотрудничество с Россией крайне важно для США. Для Вашингтона необходимо сотрудничество с Москвой по таким направлениям, как Иран, энергетика, борьба с эпидемией ВИЧ\\СПИД, терроризм. Однако сотрудничество США с Россией все более становится исключением, а не нормой.

Авторы доклада указывают, что Россия добилась значительных успехов в сфере экономики, однако политическая система в стране стала намного более авторитарной. Практики и общественные институты, развившиеся в последние годы, однозначно стали намного менее открытыми, плюралистическими, они все реже подчиняются закону, они стали заметно менее уязвимыми к критическим замечаниям оппозиции и независимых средств массовой информации.

В докладе названы сферы, которые вызывают наибольшую озабоченность.

1. Де-Демократизация. Российские политические институты стали коррумпированными и нестабильными. В результате, уменьшаются возможности России реагировать на проблемы в сфере безопасности. Во многих сферах — например, в области обеспечения безопасности ядерных материалов и обмена разведывательной информацией — сотрудничество с США затруднено.

2. Энергетика. Россия использует энергию, как оружие внешней политики. Усиление государственного контроля над энергетическим сектором российской экономики повышает вероятность того, что это оружие будет использоваться вновь и вновь.

3. Война с террором. Россия стремится выдавить военные базы США и НАТО из Средней Азии. Таким образом, Россия отказывается от позиции, согласно которой успех международной коалиции в Афганистане служит общим интересам.

4. Россия и «Большая Восьмерка». Россия — это страна, которая поддерживала массовые подтасовки результатов выборов в соседней Украине и впоследствии наказала население страны за неверный выбор, прекратив поставки газа. Крупнейшие демократии мира должны, по крайней мере, в неформальной форме указать России на недопустимость подобных действий.

Авторы доклада дают следующие рекомендации:

Демократизация. США должны не сокращать, а увеличивать поддержку российских организаций, которые обеспечивают проведение честных и справедливых парламентских и президентских выборов.

«Большая Восьмерка». Для защиты репутации «Восьмерки» в то время как многие подвергают сомнению справедливость того, что России принадлежит временное президентство в этой организации, США должны однозначно продемонстрировать, что новая роль России не дает ей права проводить подобную политику и совершать подобные действия. Чтобы «Большая Восьмерка» оставалась влиятельным международным форумом, требуется де-факто восстановление «Большой Семерки» в ее составе (то есть, семи индустриально-развитых демократических государств без России — Washington ProFile). Не разрушая «Большую Восьмерку», США и их союзники смогут лучше координировать свои действия.

Энергетика. США не должны считать российскую энергетическую политику подменой своей энергетической политики. Если США и их союзники окажутся не способными разработать стратегию, которая приведет к увеличению поставок энергии, диверсификации числа поставщиков и маршрутов транспортировки, повышения эффективности использования энергии, это только повысит возможности России использовать свои рыночные позиции для политических целей. США необходимо действовать совместно с иными правительствами, прежде всего европейскими, чтобы российские компании, контролируемые государством, действовали так же, как обычные коммерческие структуры.

Торговля и Всемирная Торговая Организация (ВТО). Авторы доклада поддерживают вступление России в ВТО, однако с одним условием — это не должен быть политический подарок. Вступление России в ВТО позитивно повлияет на дальнейшую либерализацию российской экономики и должно продемонстрировать полное принятие Россией существующих правил в сфере международной торговли.

Иран. Россия сузила сферу сотрудничества с Ираном в ядерной сфере, что должно уменьшить традиционные подозрения США. Россия должна принять, что в скором времени международное сообщество может столкнуться с необходимостью заставить Иран отказаться от ядерных программ, что приведет и к необходимости резкого сокращения российско-иранского сотрудничества в ядерной сфере, в том числе и по АЭС в Бушере.

Соседи России. США должны отказаться от политики невмешательства в действия России на ее периферии. Нет ничего легитимного в ограничении возможностей соседей России углублять их связи с международной экономикой, в выборе союзников и партнеров или проведении демократических трансформаций.

Президентские выборы 2008 года. Задача правительств Запада заключается в том, чтобы российские власти обеспечили проведение открытых, конституционных и плюралистических выборов.

Полный текст доклада на английском языке.

Оценить статью
(0)