На прошлой неделе правительство утвердило представленный Министерством обороны РФ проект соглашения о выводе российских военных баз с территории Грузии. Данное мероприятие прошло почти без внимания СМИ. Однако это событие можно рассматривать как о важный шаг российского руководства, позволяющий определить механизм вывода российских военных контингентов из Ахалкалаки и Батуми, а также в известной степени прогнозировать политику РФ в Закавказье.
На реализацию соглашения Минобороны РФ просит в 2006 году из федерального бюджета выделить 836,7 млн рублей. В 2007 году на эти цели предлагается выделить 820,5 млн рублей, а в 2008 году — 510,6 млн рублей. Суммы на вывод баз, как мы видим, предлагаются значительные — более 2 млрд. рублей. Однако денег, видимо, потребуется затратить гораздо больше, поскольку выведенные войска необходимо будет обустроить на новом месте, выделить квартиры нуждающимся семьям военнослужащих и т.п. Но об этом сейчас
Не случайно, видимо, российская сторона согласилась на письменное подтверждение в согласованном документе, что российские военные базы в Батуми и Ахалкалаки функционируют в режиме вывода. Отмечается, что вывод российской тяжелой военной техники с российской военной базы в Ахалкалаки будет осуществлен до конца 2006 года. Ранее сообщалось, что большая часть этой техники уйдет в Армению. Несмотря на протесты Азербайджана, грузинская сторона этому не препятствует. Между тем отмечается, что завершение вывода российской военной базы в Ахалкалаки и вывод остальной находящейся на территории Грузии российской тяжелой военной техники, а также передача грузинской стороне российских военных объектов будут осуществлены до 1 октября 2007 года, «но в любом случае с учетом погодных условий не позднее 31 декабря 2007 года».
«Окончательный вывод российской военной базы в Батуми, а также управления Группы российских войск в Закавказье будет осуществлен в течение 2008 года», — отмечается в тексте проекта соглашения.
Российская сторона обязуется не использовать военные базы и объекты для целей, направленных против государственных интересов Грузии, и не допускает их вовлечения во внутригосударственные процессы Грузии. Также российская сторона не допускает проведения стрельб из всех видов вооружений, за исключением стрельбы из стрелкового вооружения в специально отведенных грузинской стороной местах. В тексте проекта соглашения также отмечается, что «российская сторона обязуется не иметь, не хранить на территории Грузии и не провозить через ее территорию оружие массового уничтожения, а также не проводить исследования в области разработки такого оружия на ее территории». Проект документа предусматривает, что соглашение будет действовать до 31 декабря 2008 года, «если ни одна из сторон не уведомит другую сторону по дипломатическим каналам о своем намерении прекратить действие настоящего соглашения в случае его существенного нарушения другой стороной». В этом случае действие соглашения должно быть прекращено через 30 дней с момента получения соответствующего уведомления.
Таким образом,
При этом грузинская сторона обязуется обеспечивать нормальную жизнедеятельность и временное функционирование российских военных баз и объектов до завершения их вывода с территории Грузии. Проект соглашения предусматривает, что грузинская сторона обеспечит упрощенную процедуру захода кораблей
Таким образом, проект