Игры без правил: кто не спрятался

Игры без правил: кто не спрятался

Игры без правил: кто не спрятался

Обнародованная по российскому телевидению информация о тайных тюрьмах ЦРУ на Украине была встречена в Киеве с большим недоумением.  В интервью изданию «Время новостей» министр обороны Украины Анатолий Гриценко  заявил, что «это откровенная ложь, а возможно, и заранее спланированная информационная спецоперация, которая бросает тень на имидж Украины и ее вооруженных сил… Если информация о тюрьме ЦРУ — это личная инициатива российского журналиста, то его этические и профессиональные стандарты вызывают массу вопросов. Почему, приводя в качестве „аргументов“ якобы „секретные распоряжения“ министра обороны Гриценко и начальника Генштаба Кириченко, он не обратился за комментарием в пресс-службу Минобороны Украины? Ему бы дали исчерпывающий и убедительный ответ, и ложь бы не прозвучала с телеэкрана».

«…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»

Конституция Российской Федерации. Статья 29 


I. «Единое информационное пространство»

1. Администрация Ненецкого автономного округа рассматривает вопрос о создании региональной телерадиокомпании. Пока таковой в Нарьян-Маре нет.

Как сообщает официальный сайт администрации НАО, сейчас в столице округа теле- и радио вещание осуществляют две компании: «Заполярье», являющееся территориальным отделением государственного компании (ГТРК) «Поморье», и коммерческая компания (ТРК) «Нарьян-Мар», принадлежащая акционерному обществу  «РосТ.С.» (структура компании «ЛУКОЙЛ»). Именно она, возможно, станет региональной компанией. В марте 28 из 31 штатного сотрудника ТРК «Нарьян-Мар» получили предупреждение о предстоящем увольнении в связи с отсутствием финансирования. С 1 марта компания сократила время вещания и формат. Отныне «Новости» — самая популярная телевизионная информационная программа окружной столицы — снята с производства. Теперь здесь производят только рекламу. Перейдет ли телерадиокомпания в собственность Ненецкого округа, решат переговоры между Алексеем Бариновым, главой администрации НАО, и Вагитом Алекперовым, президентом акционерного общества  «ЛУКОЙЛ».

Как сообщил Виктор Туровский, начальник управления информации и общественных связей администрации округа, если переговоры по ТРК «Нарьян-Мар» зайдут в тупик, у властей региона есть еще один вариант — открыть новую телерадиокомпанию.

2. 14 марта прекратило существование старейшее электронное СМИ Нижнего Новгорода — Нижегородское телеграфное агентство (НТА). На сайте НТА было указано, что СМИ прекратило свое существование в сети интернет по решению собственников. Доменное имя по договоренности собственников перешло другому информационному агентству, созданному в 2002 году.

Как сказал корреспонденту ИА REGNUM директор Института проблем экономического развития регионов (Москва) Сергей Воронов, который с 1995 по 2002 годы занимал различные руководящие посты в администрациях Нижегородской области и Нижнего Новгорода, закрытие НТА он оценивает, безусловно, негативно. «Могу сказать, что однозначно Нижний Новгород терпит очередное поражение в борьбе за свободу слова. Попирается именно тот принцип работы прессы, который сегодня является гарантом развития демократических свобод в мире», — сказал Сергей Воронов. Он затруднился объяснить, кому может быть выгодно такое положение дел.

Заместитель редактора отдела корреспондентской сети газеты «Известия» Татьяна Витебская, которая в 1996–2004 годах работала в нижегородских СМИ, заявила, что не считает закрытие НТА в полной мере шагом по ущемлению свободы слова в Нижегородской области. Скорее, отметила Витебская, «это силовое устранение конкурента другого информационного агентства — занявшего домен НТА. А отсутствие конкурента существенно упрощает задачи по управлению информационным полем и привлечению финансовых средств в фактически единственное более или менее раскрученное информационное агентство».

Нижегородский политолог Сергей Кочеров также считает, что ситуация стала шагом в направлении «подчистки медиапространства, которая делается людьми из команды Кириенко». Как сказал Кочеров, «стало обременительно содержать два сходных медиаресурса». Устранили одно из СМИ, оставив второе: «команду интересовали только преданность и лояльность журналистов. Один коллектив смог переиграть другой в интригах», — предположил политолог.

Иную позицию озвучил корреспонденту агентства REGNUM на условиях анонимности источник в органах власти региона. Закрытие НТА источник назвал «политической манипуляцией команды Кириенко». «Убрали конкурирующую своему ресурсу организацию, — сказал собеседник агентства. — У бывшего полпреда остались серьезные интересы в регионе. Иначе, почему тогда его сын возглавил совет директоров телекомпании „Волга“ , после того, как соратник Кириенко выкупил акции телекомпании? И почему тогда Интернет-агентство, известное предельной лояльностью к бывшему полпреду, занимает доменное имя НТА?».

3. Глава Челябинска Михаил Юревич 17 марта провел встречу с редакторами популярных печатных СМИ и призвал их быть более объективными при освещении деятельности администрации города.

На встречу с градоначальником были приглашены редактора челябинских вкладок в самые тиражные общенациональные газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец». Как сообщили журналистам в пресс-службе мэрии, именно в этих издания чаще всего на коммерческой основе размещаются публикации с критикой в адрес администрации Челябинска.

В разговоре с редакторами мэр сообщил, что, по данным мэрии, в столице Южного Урала действует группа политтехнологов, приглашенных из Москвы представителями городской оппозиции с целью дискредитации челябинской администрации. Мэр подчеркнул приверженность городских властей к политике информационной открытости и попросил журналистов узнавать о деятельности администрации из первых рук, доносить до читателя объективную информацию.

4. Министр культуры Александр Соколов намерен выработать для СМИ рекомендации по «освещению межконфессиональных конфликтов», сообщает газета «Коммерсант». Это заявление он сделал Кроме представителей Министерства, обсудить с меры по «гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений» пришли депутаты Госдумы, члены Совета федерации, представители религиозных и общественных организаций. В результате обсуждения собравшиеся пришли к выводу, что «гармонизации» больше всего мешают СМИ.  Как объяснил Александр Соколов, за помощью в выработке документа министерство намерено обратиться к СМИ.

5. 15 марта в Москве прошла презентация телефильма «Нацизм по-прибалтийски», который затем показал телеканал ТВЦ. Фильм рассказывает о ветеранах латышского легиона Waffen SS. Лента не только вызвала возмущение латвийского МИДа, но и спровоцировала громкий политический скандал в самой Латвии.

На пресс-конференции авторы фильма отрицали, что столь шумная информационная кампания входила в их планы. Впрочем, режиссер фильма Борис Чертков признал, что не смог удержаться от некоторого субъективизма. К примеру, он не упомянул некоторые факты, которые смогли бы реабилитировать Латвию в глазах российского зрителя. В частности не сообщил о том, что националистических группировок в Латвии по сравнению с началом 1990-х годов не так много, а основную массу латышей, по наблюдениям господина Черткова, фашизм не интересует.

Продюсер фильма Валерий Шеховцов заявил, что целью авторов было привлечь внимание к процветающему в Латвии национализму. Основной смысл фильма состоит в том, что прибалтийские государства, не сумевшие в 1930–1940-е годы отстоять свою независимость и сделавшие выбор в пользу фашистской Германии, должны нести за это ответственность. Авторы не удержались и от выпада в адрес Вашингтона: в фильме упоминается о том, что в 1950-е годы США перестали считать латышских легионеров военными преступниками.

II. Цитаты недели

1. «Не надо делать козлом отпущения СМИ, потому что порой их публикации — по нашей вине», — заявил советник президента РФ Асланбек Аслаханов в ходе в ходе круглого стола на тему «Свобода слова и духовные ценности: проблемы ксенофобии и толерантность — российский и европейский опыт», состоявшегося 16 марта в Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ. «Не их вина, что они не знают предмета», - подчеркнул Асланбекк Аслаханов.

Как пример плохой информированности СМИ он привел слово «шахид», в ряде СМИ ассоциирующееся со словом «террорист»: «Любой мусульманин знает, что шахид — это человек, посвятивший себя служению Аллаху. А по Корану убийство невиновного человека расценивается как убийство всего человечества».

2. Обнародованная по российскому телевидению информация о тайных тюрьмах ЦРУ на Украине была встречена в Киеве с большим недоумением.  В интервью изданию «Время новостей» министр обороны Украины Анатолий Гриценко  заявил, что "это откровенная ложь, а возможно, и заранее спланированная информационная спецоперация, которая бросает тень на имидж Украины и ее вооруженных сил… Если информация о тюрьме ЦРУ — это личная инициатива российского журналиста, то его этические и профессиональные стандарты вызывают массу вопросов. Почему, приводя в качестве «аргументов» якобы «секретные распоряжения» министра обороны Гриценко и начальника Генштаба Кириченко, он не обратился за комментарием в пресс-службу Минобороны Украины? Ему бы дали исчерпывающий и убедительный ответ, и ложь бы не прозвучала с телеэкрана".

III. Конфликт недели

Редкий случай отмечен в Воронеже: местное отделение «партии власти» предъявляет претензии к работе Воронежского филиала государственной телерадиокомпании.

Руководство Воронежского регионального отделения партии «Единая Россия» недовольно работой Воронежской государственной телерадиокомпании. В частности, «единороссы» обвинили ВГТРК в необъективной подаче информации, касающейся обстановки в районах, и в письменной форме направили свои претензии председателю компании Александру Соломатину. Конфликт двух столь влиятельных структур мог бы обернуться нешуточным скандалом, но, похоже, речь идет об очередном политическом фарсе.

Как сообщили журналистам источники в телерадиокомпании, конфликт имеет исключительно местечковый характер. Дело в том, что у одного из региональных собкоров компании, а именно у Виталия Голубцова, освещающего события в Лискинском и Острогожском районах, давно и прочно не сложились отношения с главой Лискинского района и по совместительству активным членом «Единой России» Виктором Шевцовым. Последний неоднократно жаловался на то, что его деятельность оценивается средствами массовой информации «необъективно», и буквально требовал, чтобы о нем и его вотчине сообщали исключительно в превосходных тонах.

Виктор Шевцов на заседании политсовета регионального отделения единороссов смог убедить соратников в том, что «большинство селян во всех районах области» возмущено тем, как подаётся информация об их проблемах на главном воронежском канале, и предложил направить в разные инстанции список претензий к ВГТРК.

Участники партийного собрания составили список обвинений, который положили на стол главному своему начальнику — секретарю политсовета местной «Единой России» Александру Сысоеву. Тот в свою очередь остался недоволен размытостью предъявленных обвинений и отдал распоряжение отсмотреть указанные телематериалы и сформулировать претензии более конкретно.

Большинству из них сразу стало понятно, что гневные заявления лискинского главы не имеют под собой никакой реальной почвы. Оказывается, Виктор Шевцов был недоволен вполне нейтральными материалами и видел в них злостное неуважение к самому себе.

IV. Законодательные инициативы

Президент России Владимир Путин подписал новую редакцию федерального закона «О рекламе», сообщила пресс-служба президента 17 марта. Этот закон принят Государственной Думой 22 февраля и одобрен Советом Федерации 3 марта.

Таким образом, прежний закон о рекламе, который действует с 1995 года, утратил свою силу. В подписанном документе вводятся несколько новых статей, определяется понятие «спонсор».

В законе прописывается сокращение количества рекламного времени на телевидении. С 1 июля 2006 года по 2007 год под рекламные паузы должно отводиться не более 20 процентов рекламного времени. В 2008 году это количество сократится до 15 процентов. Блоки коммерческих объявлений не должны превышать 4 минут. Это означает, что телеканалы будут нести финансовые потери. Особенно сокращение рекламного времени скажется на частных телеканалах.

Большое внимание в новом законе уделено понятию «зонтичного бренда», когда под видом воды, перца или огурцов рекламируется водка. Зато производителям табака и алкогольной продукции разрешено публиковать рекламу в печатных СМИ.

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)

Оценить статью
(0)