Прогремевший по всему миру карикатурный скандал эхом отозвался в России. Редакторам газет
Забавно, что «оскорбленные в своих религиозных чувствах верующие» вовсе не отреагировали на волгоградский шарж. С подачей кляузы подсуетились местные единороссы. Председатель Исламского правозащитного центра Исмагил Шангареев и вовсе назвал шаг волгоградских чиновников слишком жестким.
Пока эти амбиции и претензии выглядят абсурдно, но кто знает, что будет в будущем? Во всяком случае, тенденция к усилению влияния мусульманского сообщества в России налицо, и перед журналистами уже сегодня встает этическая проблема: как писать на актуальнейшие околоисламкие темы, но при этом не оскорблять религиозные чувства верующих?
Этим вопросом всерьез озаботилось информационное агентство «Росбалт», собрав 21 марта в своих стенах востоковедов и специалистов по исламу. Все эксперты сошлись во мнении, что журналистам неплохо бы знать материал, прежде чем высказывать свою точку зрения.
- У мусульман есть набор ценностей, и если их задеть, то мусульманин не может не встать на их защиту, — сказал заместитель председателя Совета муфтиев России, ректор Московского Исламского университета Марат Муртазин. Он заметил, что в российском обществе сильна тенденция смотреть на мусульман как на нечто пришлое, инородное. — В отличие от Запада, куда мусульмане действительно пришли, мы, российские мусульмане проживаем на этой земле не меньше, чем русские, удмурты и другие коренные народы. До тех пор, пока у нас будет взгляд на ислам, как на нечто чуждое, привнесенное, во взаимоотношениях, к сожалению, будут сохраняться стереотипы
По словам эксперта, на данном этапе необходимо определить отношение общества к религии в целом, и к исламу в частности, ведь «ислам и Россия — это единое целое». При этом Марат Муртазин предостерег православных от попыток воцерковления государства. — Будущее России не может быть никак уложено в рамки православного государства и попытки навязать такой путь приведут к очень плачевным для России последствиям, — сказал он.
Зампред Совета муфтиев России напомнил, что у мусульман тоже есть свои интересы и принципы, «а значит, и требования к обществу». — А значит, уважайте же нас! — обратился к журналистам Марат Муртазин.
Ведущий научный сотрудник Института восточных культур РГГУ Алексей Журавский отметил, что в любой религии существуют «святыни, над которыми нельзя глумиться, но есть и носители религии, обычные люди над которыми вполне могут смеяться». По мнению эксперта, непонимание и многочисленные проблемы возникают именно
Юрий Зинин, специалист по связям с общественностью стран Ближнего и Среднего Востока главной дирекции международного сотрудничества РИА «Новости», признал, что в обществе сформирован устойчиво негативный образ мусульманина как «бородатого человека с искаженным ненавистью лицом и автоматом Калашникова в руках». Он пояснил, что многие неосторожные и неприличные публикации об исламе и мусульманах вызваны вовсе не злобой журналистов, а погоней за сенсациями, «за яркой картинкой». Зинин посоветовал самим мусульманам, прежде всего исламским ученым — улемам быть активнее, «чтобы донести свою оценку события, так или иначе затрагивающего ислам».
Ефим Резван, заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамеры), указал на то, что в борьбе за толерантность можно дойти до крайности. Российские журналисты могут просто начать бояться писать об исламе, опасаясь уголовного преследования. История вологодской журналистки вполне может стать прецедентом, а в результате исламская тематика вообще станет закрытым миром.
Резван рассказал, что в прессе исламских стран публикуется масса карикатур на самих мусульман, которые сегодня в российских газетах вряд ли решились бы опубликовать.