Украина послужит назиданием

Украина послужит назиданием

Украина послужит назиданием

Неуспех блока «Наша Украина» на прошедших выборах в Верховную Раду имеет вполне очевидную экономическую подоплеку. Именно в экономической области «оранжевая» власть столкнулась наибольшим числом проблем. Прошедший 2005 год для украинской экономики оказался не просто неудачным. С точки зрения темпов роста экономики это был самый настоящий кризис, грянувший как гром среди ясного неба.

В 2004 году Украина показала 12,1% роста ВВП. Причем за счет в первую очередь взрывного роста экспорта (темп 142,6%) строительства (126,2%) и хороших темпов увеличения не только товарооборота (119,9%), но и объемов промышленного производства и продукции сельского хозяйства — 112,5% и 119,9% соответственно.

Однако «оранжевая революция» не привела к увеличению темпов роста экономики, и трудно винить здесь кого-либо, кроме руководства страны, затеявшего процесс перераспределения собственности в интересах новой власти. На сухом языке официальных цифр украинского статистического комитета это выглядит следующим образом: фактический темп роста экономики в 2005 году составил всего лишь 102,4%. Вот так вот, два с небольшим процента против одиннадцати годом ранее. И это — несмотря на то, что торговля в прошлом году выросла на рекордные 22,5%, значительно возросли реальные доходы населения. Однако рост сократился, и в первую очередь из-за того, что промышленность выросла всего лишь на 3,1%, сельское хозяйство не росло вовсе, экспорт подрос только на 5,6%, а в строительстве и грузоперевозках наметился спад. Картина более чем наглядная: в условиях политической нестабильности и опасности пересмотра итогов приватизации украинской экономике было не до инвестиций и наращивания производства. «Нефтяные войны» украинского правительства с российскими владельцами нефтеперерабатывающих заводов только подлили масла в огонь.

Объяснения официального Киева в этой ситуации выглядят более чем несостоятельными. Например, глава Национального банка Украины и министр финансов объясняют сокращение темпов роста «борьбой с тенизацией экономики». Это более чем странно, если учесть, что обычно вывод экономики из тени связывается с пересмотром темпов роста услуг, а также малого и среднего бизнеса. Однако как раз в этих секторах особого снижения не заметно, так что «вывод из тени», получается, повлиял в основном на оптовую торговлю и украинский экспорт. В любом случае, ссылки на ликвидацию «серых схем» несостоятельны, когда речь идет о промышленном производстве и грузоперевозках. Собственно, положение на Украине спас лишь социально-ориентированный бюджет: в погоне за поддержкой избирателей социальные расходы были значительно увеличены, и при резко затормозившем производстве украинцы стали получать гораздо более высокие зарплаты, пенсии и пособия.

Опыт «цветных революций» показывает, что кризис государственной власти и «конфликтный» вариант смены руководства страны, как правило, сопровождается замедлением роста экономики. Так было в Грузии, когда после 11,1% прироста ВВП в 2003 г. в следующем, 2004 г. удалось обеспечить только 6,2%-й прирост. Так было и в Кыргызстане, где 7,1% за 2004 г. сменились спадом на 0,6% в 2005-м. Однако украинские «оранжевые» власти сумели поставить антирекорд, пока никем на постсоветском пространстве не побитый.

Между тем, было бы ошибкой говорить, что победа «цветных» однозначно приводит к долгому и продолжительному кризису. В той же Грузии рост по итогам 2005 г. (следующего за революционным 2004-м) составил около 9%. Структура сегодняшнего грузинского роста заметно лучше, чем в России: промышленность здесь растет на 16%, сельское хозяйство на 12%, темпы роста экспорта — более 20%, и при этом весьма умеренная инфляция — всего 8%. К тому же давно замечено, что стабильность и относительная предсказуемость российского политического климата оказывают не позитивный, а скорее негативный эффект на темпы экономических реформ: государство продолжает жить на доходы от экспорта энергоресурсов, а внутренний рост обеспечивается за счет перераспределения средств, полученных от экспорта нефти и газа, в оптовую торговлю и строительство.

Однако «потерянный год» Ющенко — хороший пример того, как ошибочные, нескординированные действия политиков могут мгновенно затормозить экономику, летящую вперед на всех парах. Так что новой правящей коалиции в Украине, кто бы в нее не вошел по итогам последних выборов, следует хорошенько оценить и собственные амбиции, и планируемые действия. В противном случае Украину и дальше будут ставить не в пример, а в назидание. Как в той же Белоруссии, где полусоциалистическими методами обеспечиваются стабильные 7–9% роста.

Алексей Калинин

Оценить статью
(0)