Парламентские выборы в Украине лишний раз подтвердили то, о чем говорили политологи и социологи — страна остается разделенной по электоральным настроениям и политическим предпочтениям. Запад Украины, более года назад почти единодушно отдавший голоса за Ющенко, и на сей раз голосовал за «оранжевых», правда, прорывавшихся в Верховную Раду раздробленными командами. Восток и Юг, бывшие оплотом кандидата в президенты Виктора Януковича, не изменили выбору годичной давности, и проголосовали за Партию регионов под предводительством все того же Януковича.
Вслед за актом волеизъявления граждан пришло время политических торгов между их избранниками, и теперь головы большинства политически озабоченных граждан заняты размышлениями о конфигурации будущего парламентского большинства. Учитывая поствыборные количественные показатели и заявления политических сил, вариантов, по сути, всего лишь два: либо БЮТ, «Наша Украина» и социалисты договорятся о создании коалиции и сформируют в Верховной Раде
Правда, ранее предполагалось, что вместе с «большой» конституционной реформой, перераспределяющей властные полномочия от главы государства в пользу парламента и правительства, в силу вступят также изменения в Конституцию, касающиеся реформы системы местного самоуправления. Однако
В процессе и президентских, и парламентских выборов политики все как один демонстрировали такую приверженность децентрализации управления и раздали столько обещаний дать больше власти местному самоуправлению, что теперь им вряд ли удастся сделать вид, что «ничего не было». Тем более, что за расширенные полномочия будут бороться как оппозиционные, так и провластные региональные элиты. Реформа местного самоуправления предусматривает передачу большинства полномочий от существующих ныне на местах госадминистраций, глав которых назначает президент, исполкомам соответствующих районных и областных советов (при этом районные госадминистрации ликвидируются вовсе, а за областными оставляются в основном контрольные функции). Естественно, в первую очередь это касается формирования и выполнения местных бюджетов, которое переходит от госадминистраций к исполкомам советов, и связанное с этим расширение хозяйственных возможностей.
Нет сомнения, что расширение экономической свободы регионов будет стимулировать в них также активизацию автономных политических процессов. Причем политическая жизнь в регионах не будет напрямую коррелироваться с результатами коалиционных потуг на печерских холмах столицы хотя бы потому, что местные советы, в отличие от парламента, в любом случае будут одноцветные (может быть, за несколькими исключениями) — либо «оранжевыми», либо
Так что, с одной стороны, региональные элиты, представленные в органах местного самоуправления, будут требовать расширения своих полномочий.
В то же время, дальнейшее ослабление власти президента, и без того потерявшего часть полномочий вследствие конституционной реформы, на фоне усиления политически монолитных регионов будет чревато повышением конфликтности между Киевом и регионами, а также усилением взаимного отторжения антагонизирующих регионов.
Кажется, это как раз тот случай, когда демократии бывает много.
Иван Гайванович, украинский журналист, лауреат конкурсов «СМИ — для гражданского общества», «Золотая Эра украинского телевидения».