Инфляция не подчинится директивам

Инфляция не подчинится директивам

Инфляция не подчинится директивам

Разъяснительная работа как антиинфляционная мера.

На заседании Правительства РФ 23 марта 2006 г. в качестве базового сценария социально-экономического развития РФ на 2007–2009 гг. принят инновационный вариант. Его основное отличие от консервативного варианта заключается в наличии целого комплекса мер направленных на ускорение темпов экономического роста. К таковым, в частности, относятся создание венчурного инновационного фонда, реализация ряда инвестиционных проектов, формирование Российского банка развития, внедрение налоговых новаций, связанных в основном с налогообложением сырьевого сектора (дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, замораживание ставок акцизов на нефтепродукты и так далее).

Отдельным пунктом данного варианта является разработка комплекса мер по борьбе с инфляцией, ставшей, в последнее время, главной макроэкономической проблемой Правительства. Минэкономразвития прогнозирует, что в 2007 г. инфляция составит 6,0–7,5%, а к 2009 г. снизится до 4–5%. Как представляется, именно эта проблема может стать главным тормозом для реализации принятого Правительством сценария развития российской экономики в ближайшие четыре года. Все дело в том, что одних регулятивных мер недостаточно. Нужны еще и рыночные механизмы, которые не подчиняются правительственным директивам и не обязательно следуют целевым ориентирам.

Тем не менее, поскольку административные рычаги освоены нашей властью куда лучше рыночных, усиление борьбы с инфляцией, о необходимости которого недвусмысленно сказал президент, выражается прежде всего в ужесточении регулятивных норм, особенно в отношении ЖКХ, которое и стало основным генератором инфляционного скачка начала года (4,6% за период с 1 января по 20 марта). Однако помимо законодательных норм необходимо еще и наличие работоспособных механизмов контроля за их исполнением, причем не только главным образом на региональном уровне. Кроме того, чтобы грамотно регулировать, нужно понимать природу механизмов ценообразования на рынках платных услуг, иначе мы не сможем ни ограничить цены, ни ввести рыночные механизмы в ЖКХ, что является основной целью реформы данного сектора.

На наш взгляд, более активно должны использоваться не административные ограничения, а меры денежно-кредитной политики, с обязательным информационным сопровождением. В комплексе мер по борьбе с инфляцией, разработанном правительством и Банком России на первый план выдвинуты меры по стимулированию сбережений, которые возьмут на себя часть нагрузки, выпадающей на потребление. Экономически это совершенно правильно, однако требует существенно более серьезного комплекса мер, направленных на разъяснительную работу среди населения, ликвидацию его экономической неграмотности и информационного голода.

На первый взгляд, может показаться, что все и так понятно. Смотри, например, на доходность паевых фондов и радуйся, что она, эта доходность, достигает заоблачных вершин в 100 и более процентов годовых. Но такая ситуация по определению не может длиться долго и компании, вчера рапортовавшие об удвоении своего инвестиционного портфеля, сегодня могут показать скромные 10–20%. Это вовсе не свидетельствует о низком качестве их работы, а стало быть о необходимости немедленно вывести свои вложения — просто таковы законы рынка. На краткосрочном (до трех месяцев) периоде вполне вероятны даже убытки и задача правительства как раз и состоит в том, чтобы объяснить людям риски вложений в различные финансовые инструменты, чтобы уберечь от необоснованной паники.

Не стоит забывать и о потребительском кредитовании — одном из главных врагов сбережений. Начиная со второй половины прошлого года прирост банковских кредитов, выданных населению, превышает прирост его депозитов. Легкость и быстрота получения кредита, наряду с несформированными институтами контроля за рисками, такими, как кредитные бюро, могут легко привести к головокружению от открывшихся возможностей и затем, к тяжкому похмелью, после того, как станет ясно, сколько придется за все эти удовольствия платить. Кредитные ресурсы создают дополнительный спрос и, в соответствии с естественными экономическими законами, ведут к росту цен на товары. Этот рост может быть очень существенным — достаточно посмотреть, например, на динамику цен на недвижимость после активизации ипотечного кредитования. Конечно, никто не призывает ограничивать право граждан покупать товары или услуги в долг, но задача государства — объяснять негативные последствия этого, — о позитивных расскажут продавцы и кредиторы.

Таким образом, для ограничения инфляции правительство должно не только распоряжаться и обязывать, но также разъяснять и убеждать. Иначе все заманчивые экономические ориентиры останутся всего лишь ориентирами.

Дмитрий Лепетиков, директор Центра развития

Оценить статью
(0)