Я думаю, что теоретически в Украине возможны две политические коалиции. Первая коалиция может быть образована Блоком Юлии Тимошенко, Социалистической партий и НС «Наша Украина».
Единство этой коалиции обеспечат общие демократические ценности, которые исповедует все три силы. В то же время, есть серьезное препятствие, которое мешает их союзу. Это высокий уровень неприязни и недоверия на личном уровне. Во всех организациях есть люди, которые с недоверием относятся к некоторым представителям из других организаций.
Так что перспективность этой коалиции во многом будет зависеть от того, удастся ли им преодолеть личные противоречия и сделать общим приоритетом демократические ценности.
Что касается фигуры премьера, то, я полагаю, при образовании демократической коалиции сторонниками БЮТ будет сделано все, чтобы премьером стала Юлия Тимошенко.
Это вполне логично, поскольку свою кампанию блок строил не как кампанию по выборам парламента, а как по выборам премьера. Иными словами, успех БЮТ означает, что избиратели проголосовали в пользу
Вопрос в том, насколько такой сценарий устроит представителей «Нашей Украины» и президента Виктора Ющенко. Ведь фактически избрание Тимошенко премьером будет означать ее политическую реинкарнацию, обладающей при этом широкой общественной поддержкой.
Я думаю, такая коалиция вполне возможна. Правда, сложно говорить о ее стабильности. И дело здесь не только в наличии серьезных расхождений между представителями ее участников.
Украина не обладает опытом формирования долгосрочных коалиций. Как правило, они носили исключительно ситуативный характер и складывались против общего конкурента, а не ради реализации
Вторая возможная коалиция — это союз Партии регионов и НС «Наша Украина». Хотя здесь, конечно, надо еще считать, сколько вместе они будут иметь голосов в парламенте, хватит ли их для проведения общего курса.
Что касается премьера, то о своих претензиях могут заявить два человека. Это Виктор Янукович, для которого избрание премьером, как и для Тимошенко, во многом вопрос политической реабилитации. С другой стороны, по инерции на пост премьера может рассчитывать Юрий Ехануров, являющийся первым номером в списке «Нашей Украины».
При этом необходимо отметить, что обе коалиции при формировании кабинета министров могут руководствоваться двумя подходами. Первый — политический. В этом случае, как и говорилось выше, премьером становится первое лицо, лидер политической партии.
Второй подход условно можно назвать техническим. При таком подходе премьером может стать «менеджер», а не политик, причем не обязательно, чтобы он являлся членом парламента. Главное, что он не будет выдвигать серьезных политических притязаний и в этом смысле будет гибок по отношению к политическим лидерам коалиции.
Что касается курса будущей коалиции, то об этом говорить крайне сложно. Сейчас все переговоры идут вокруг распределения портфелей в правительстве и Верховной Раде. Разговор о том, чем будет заниматься та или иная коалиция, что она будет делать и как, не ведется. Такие вопросы, как макроэкономическая политика, развитие системы пенсионного обеспечения и пр., не ставятся.
Кроме того, для меня остается не ясным, как коалиция будет обеспечивать единство своих рядов в парламенте при наличии императивного мандата, которой позволяет формировать ситуативные объединения. Это отрицательно скажется на устойчивости коалиции.
Игорь Бураковский, директор независимого Института экономических исследований и политического консультирования