На фоне обмена резкими заявлениями с Россией грузинский президент Михаил Саакашвили начал кампанию по выявлению лиц, подозреваемых в шпионаже.
В переданном по телевидению 28 марта выступлении Саакашвили заявил, что лица, осуществляющие шпионаж против грузинского правительства, будут амнистированы, если сдадутся властям до 1 мая. Не вдаваясь в детали, он сказал, что в настоящее время в Грузии действует «множество» иностранных агентов.
«Я им даю гарантию, что они будут полностью неприкосновенными, что бы они ни успели сделать до этого, с них не упадет ни волосинки», — сказал Саакашвили. «Эти люди должны знать, что у нас очень много информации. Но мы хотим, чтобы они сотрудничали со своим государством в интересах нашего государства».
Саакашвили сделал свое заявление всего через несколько часов после ареста Симона Киладзе — мелкого чиновника из
Обвиняемый в шпионаже чиновник «систематически передавал спецслужбам иностранного государства информацию конфиденциального характера о грузинском президенте, главах исполнительной и законодательной ветвей власти, визитах государственных делегаций, их встречах, вопросах, которые обсуждались на встречах и другую информацию стратегического значения», сказал Мерабишвили, выступая по телеканалу «Имеди». Министр внутренних дел добавил, что Киладзе получил «минимум 20 тысяч долларов» за свою информацию. В интервью EurasiaNet по телефону официальный представитель МВД Шота Хизанишвили сказал, что Киладзе находился под наблюдением в течение нескольких «месяцев», однако отказался привести подробности на том основании, что расследование еще не закончено.
Киладзе — всего лишь один из многих «кротов» в правительственных органах, заявил Саакашвили. «Боюсь, что это не последний человек, кто может быть обнаружен в государственных структурах, занимающийся аналогичной деятельностью», — сказал он. «У нас очень много информации, которую мы собираем на протяжении длительного времени». Президент дал понять, что ему известно по меньшей мере несколько секретных агентов, однако он не стал вдаваться в детали и не назвал ни одной конкретной страны.
Давид Лосаберидзе, директор проектов тбилисского Кавказского института мира, демократии и развития, предположил, что арест Киладзе связан с рядом внешних и внутренних факторов. На международном фронте Грузия испытывает растущее давление со стороны России: два государства
«Это [арест Киладзе] является демонстрацией силы», — сказал Киладзе. «Это демонстрация того, что они [грузинские власти] не собираются отступать».
Последний ход в
В телефонном интервью EurasiaNet
В последние месяцы Саакашвили много раз предупреждал, что стабильность в Грузии находится под угрозой. 9 марта Саакашвили сказал, что против Грузии развернута «идеологическая война». «Очень влиятельные и могущественные силы с большими деньгами, заняты очернением Грузии, пытаясь представить ее как нестабильную, опасную, ненадежную, неевропейскую, нецивилизованную и бескультурную страну», передал слова Саакашвили Civil Georgia. Президент и другие грузинские лидеры позднее охарактеризовали неудавшийся побег из тбилисской тюрьмы 27 марта как часть заговора с целью дестабилизации Грузии.
Имеются признаки того, что грузинское правительство весьма обеспокоено возможной дестабилизацией. 31 марта власти объявили о том, что Саакашвили отложил визит в Украину, который был запланирован на 4 апреля. По сообщению Civil Georgia, власти не объяснили причин переноса визита и не информировали, когда же состоится поездка.
Несмотря на то, что, по утверждению властей, у них имеются «заснятые на пленку» доказательства широкомасштабного шпионажа в Грузии, многие местные аналитики сомневаются в том, что шпионаж представляет серьезную угрозу для национальной безопасности.
Ури Симонян, член
Несмотря на то, что против России, в связи с арестом Киладзе, ни властями, ни в грузинских СМИ не было выдвинуто прямых обвинений, сказал Симонян, он сразу понял, что власти говорят о России, Беларуси и Армении. Симонян, работающий корреспондентом российской «Независимой газеты», заметил, что, когда президент объявил о «множестве шпионов», действующих в стране, он явно имел в виду журналистов, работающих на российские, армянские и белорусские издания. «Думаю, что будут предприняты некоторые конкретные меры против этих журналистов», — сказал он. И хотя Симонян не привел конкретных примеров, он все же заявил, что он и его коллеги давно ощущали давление со стороны властей.
Между тем Лосаберидзе предположил, что, хотя заявления Саакашвили и должны восприниматься всерьез, существует конкретное объяснение шумихи, которую поднял президент по поводу потенциальной опасности шпионажа. В последние недели несколько внутриполитических инициатив администрации Саакашвили были подвергнуты серьезной критике. Например, тбилисские торговцы провели акции протеста против решения о введении в системе розничной торговли кассовых аппаратов. 29 марта грузинский медиамагнат Бадри Патаркацишвили выступил с критикой администрации Саакашвили за попытки подавить освещение политических событий независимыми СМИ. «Похоже, что они [власти] хотят переключить внимание общественности на другие вопросы», — сказал Лосаберидзе.
Молли Корсо, независимый репортер и фотограф из Баку.