Цена демократии: российский вариант

Цена демократии: российский вариант

Цена демократии: российский вариант

Редкий случай зафиксировали журналисты на минувшей неделе — журналист выиграл судебный спор у влиятельного министерства.

15 января 2005 года корреспондент газеты «Гражданский голос» и активист правозащитной организации «Голос» Александр Лашманкин из вагона трамвая увидел на Московском шоссе Самары группу людей. Лашманкин решил узнать, с какой целью они собрались. Выяснилось, что это пенсионеры протестовали против отмены льгот. Лашманкин беседовал с ними около часа, после чего решил поехать на работу для обработки материала для газеты.

Маршрутное такси, в которое сел журналист, вскоре остановили сотрудники дорожно-патрульной службы. В «маршрутку» вошли несколько человек в гражданской одежде, которые потребовали, чтобы Александр вышел из такси и прошел вместе с ними. Когда правозащитник отказался, его вытолкали из такси силой и посадили в легковой автомобиль. По дороге в РУВД Промышленного района Самары, Александра Лашманкина, по его словам, оскорбляли и били. Истязания продолжились в РОВД еще два дня.

Федеральный суд Октябрьского района Самары обязал взыскать с казны Самарской области в пользу Лашманкина символическую сумму — 100 рублей за незаконные задержание и арест. Об этом и других событиях — в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

«…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»

Конституция Российской Федерации. Статья 29 

I. «Единое информационное пространство»

1. Как стало известно «Полит.Ру» из источников во  Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК),  государственный медиахолдинг запускает новый информационный канал. Закуплена техника и объявлен кастинг корреспондентов и ведущих.

В связи с запуском нового проекта готовятся также и структурные преобразования в информационном производстве. В компании появилась должность главного редактора, ответственного за информацию. На нее назначен Дмитрий Медников, работавший заместителем главного редактора «Вестей».

Нынешний руководитель Директор Дирекции информационных программ телеканала «Россия» Андрей Быстрицкий по сути становится руководителем информационного департамента, в который входят и «Вести», и другие информационные службы холдинга, включая информационный канал.

2. «Газпромбанк» теперь станет полноправным медиабанком. Стало известно, что компания приобрела полный контроль над крупнейшими телекомпаниями России.

27 апреля было объявлено о продаже банком «Еврофинанс Моснарбанк» части его медийных активов Газпромбанку. Последний теперь будет полностью владеть телекомпаниями НТВ, ТНТ, «НТВ-плюс» и несколькими радиостанциями. Окончательно сделка пока не завершена, так как банку остается получить разрешение Федеральной антимонопольной службы на приобретение этих активов, но никто не сомневается, что оно будет получено.

«Еврофинанс» стал владельцем 30,56% акций НТВ, 28,27% ТНТ, 21,52% «НТВ-плюс», 29,98% ЗАО «М-Пул+» (в него входят несколько радиостанций «Газпром-медиа») и около 5% акций издательского дома «7 дней» в сентябре 2002 года. Контрольными пакетами этих медиакомпаний на момент сделки владел «Газпром».

Эта сделка, по мнению экспертов, носит явно политический характер, поэтому вряд ли эти активы будут долго оставаться на балансе банка. Тем более, что  его третьей частью активов владеют иностранные партнеры, и государство не допустит их проникновения на медийный рынок. Эксперты считают, что из этих активов будут созданы типичные государственные СМИ.

3. Новый председателем Союза журналистов Белгородской области вновь избран чиновник. Им стал Александр Ходеев, председатель управления печати и телерадиовещания Белгородской области. Таким образом, продолжается традиция объединять в одном лице руководство в союзе журналистов  и руководство  информационной политикой в области.

4. Депутаты фракции коммунистов в парламенте Вологодской области вновь предъявляют претензии к руководству местного филиала государственного телеканала. Фракция считает, что мнения оппозиционеров в ежемесячной передаче «Парламентский вестник» значительно сокращаются, и аудитория не получает полный спектр мнений депутатов  по актуальным проблемам.

Депутаты фракции КПРФ в своем заявлении по поводу передач от 24 февраля и 18 марта  заявили протест.  Они считают, что телезрители лишены возможности получения полной и объективной информации по общественно-значимым вопросам, что противоречит букве и духу закона области «Об информационном обеспечении граждан на территории области». Депутаты оппозиционной фракции считают, что данная передача должна выходить в прямом эфире, а не в записи.

5. Российские СМИ испытывают некоторое давление, по отношению к ним применяются «авторитарные методы», что противоречит интересам россиян, заявил Михаил Горбачев в интервью американскому журналу TIME. Он  отвечал на вопрос об усилении контроля Кремля над средствами массовой информации. При этом Михаил Горбачев  подчеркнул, что США не должны проявлять озабоченность внутрироссийскими вопросами до тех пор, пока граждане России сами не поднимут их. 

6. Многие россияне не узнали бы об угрозе экологии уникального озера Байкал, если бы не инцидент в Москве с участием руководителя московского бюро немецкого журнала «Фокус» Бориса Райтшустера.  Он пострадал от рук милиции на митинге в защиту озера Байкал возле офиса компании «Транснефть».

Об этом сам журналист сообщил радиостанции «Эхо Москвы». «Как только я вышел из машины и поднял свой фотоаппарат, некий подполковник милиции ударил меня по руке, так что фотоаппарат упал и перестал работать, — рассказал журналист. — При этом милиционер не отвечал ни на какие вопросы и отказался представиться».

По словам Бориса Райтшустера, он «в ужасе» от такого обращения, хотя с участниками акции «обращались еще хуже — их били дубинками и силой задерживали, повсюду звучала нецензурная лексика». Журналист добавил, что он обратился в ОВД «Якиманка» с заявлением по поду действий милиции. «Там продолжилось мое обучение нецензурной лексике, кроме того, на меня смотрели с жалостью как на дурака, потому что я пытаюсь подать заявление против милиции», — рассказал он. 

Впоследствии милиционеры не только приняли заявление от журналиста, но даже починили фотоаппарат, заметил Борис Райтшустер.

7. Информационное пространство Республики Удмуртия может остаться без оппозиционной прессы.

Управление Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу (ПФО) вынесло официальное предупреждение ижевской газете «Совершенно конкретно». Чиновники обнаружили «признаки призыва к экстремизму» в интервью ижевского психотерапевта Григория Казакова, который заявил газете (номер от 22 февраля), что причиной «безысходных настроений» в республике является «обидчивость удмуртов».

Руководство газеты «Совершенно конкретно» заявило, что газета «реализовывала конституционное право граждан России на свободу слова». «Жанр интервью позволяет четко зафиксировать то, что в словах Григория Казакова заключается мнение отвечавшего, но не самой редакции»,- заявил главный редактор газеты Дмитрий Желнин. Редактор выразил сожаление, что «статью восприняли как дискриминирующую удмуртов».

Журналисты узнали от пресс-секретаря Управления Росохранкультуры Дениса Сосульникова, что специалисты управления проверяют еще одну публикацию в газете. И если «признаки призыва к экстремизму» будут обнаружены и в ней, Управление обратится в суд с иском о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ.

II. Цитаты недели

В Москве продолжается судебное разбирательство по иску Управления федеральной службы исправления и наказания (УФСИН) по Москве к адвокатам Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, а также к телеканалу REN-TV и журналистке Марианне Максимовской. 

Напомним, УФСИН, в частности,  требует от телеканала опровергнуть сообщения о голодовке Михаила Ходорковского, объявленной им во время пребывания в СИЗО.

Комментируя иск УФСИН к Агентству национальных новостей, Марианна Максимовская заявила: «Несколько дней опальный олигарх не ел и не пил, звучали даже предположения, что его могут начать кормить насильно. И вот теперь выясняется, что все это журналистам просто почудилось — не было ни голодовки, ни карцера. Странно, что УФСИН не попросило меня опровергнуть сам факт существования Ходорковского. Я, наверное, даже не удивилась бы».

III. Конфликт недели

Редкий случай зафиксировали журналисты на минувшей неделе — журналист выиграл судебный спор у влиятельного министерства.

15 января 2005 года корреспондент газеты «Гражданский голос» и активист правозащитной организации «Голос» Александр Лашманкин из вагона трамвая увидел на Московском шоссе Самары группу людей. Лашманкин решил узнать, с какой целью они собрались. Выяснилось, что это пенсионеры протестовали против отмены льгот. Лашманкин беседовал с ними около часа, после чего решил поехать на работу для обработки материала для газеты.

Маршрутное такси, в которое сел журналист, вскоре остановили сотрудники дорожно-патрульной службы. В «маршрутку» вошли несколько человек в гражданской одежде, которые потребовали, чтобы Александр вышел из такси и прошел вместе с ними. Когда правозащитник отказался, его вытолкали из такси силой и посадили в легковой автомобиль. По дороге в РУВД Промышленного района Самары, Александра Лашманкина, по его словам, оскорбляли и били. Истязания продолжились в РОВД еще два дня.

Федеральный суд Октябрьского района Самары обязал взыскать с казны Самарской области в пользу Лашманкина символическую сумму — 100 рублей за незаконные задержание и арест.

Александр Лашманкин обратился за помощью в Самарский правозащитный Центр. Юристы Центра при содействии Фонда «Общественный вердикт» помогли довести дело до суда.  18 января 2005 года суд признал, что задержание журналиста и его арест были незаконными. Производство по делу о нарушении Александром Лашманкиным установленного порядка при организации митинга, демонстрации и пикетирования, распространении листовок, злостном неповиновении сотрудникам милиции мировым судом было прекращено за отсутствием в действиях журналиста состава неповиновения и каких-либо нарушений.

На данный момент возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении одного из милиционеров, принимавшего участие в избиении правозащитника. Иск к Минфину был подан в августе 2005 года. Однако из-за систематической неявки представителя Министерства финансов суд все время откладывался.

2. В очередной раз дал о себе знать конфликт между  желанием журналистов иметь справедливое правосудие и нежеланием последовательно  бороться за справедливое правосудие.

29 марта представители различных СМИ Санкт-Петербурга  митинговали перед окнами офиса компании «Фармакор». Поводом к пикету послужило решение арбитражного суда по иску ЗАО «Фармакор» к газете «Смена». Среди недовольных, кроме сотрудников Балтийской медиагруппы, присутствовали журналисты петербургских телеканалов, радиостанций, печатных средств массовой информации и студенты факультета журналистов СПбГУ.

Lenizdat.Ru попросил прокомментировать конфликт петербургской газеты с коммерческой структурой с точки зрения конфликта СМИ и хозяйствующего субъекта главного редактора «Смены» Олега Засорина. Журналист Lenizdat.Ru спросил его: «Считаете ли вы, что судебное дело „Смена“ — „Фармакор“ похоже на другие крупные конфликты с участием СМИ, например „Коммерсант“ — „Альфа-банк“?»

Олег Засорин признал аналогию. Он считает, общая схожесть судебных дел заключается и в том, что сумма судебного иска была, по мнению многих, «взята с потолка», назначена произвольно, без учета тяжести последствий.

Журналист Lenizdat.Ru справедливо заметил: «Вы помните, как отражались события с НТВ, „Коммерсантом“ на страницах „Смены“?». На что Олег Засорин вынужден был ответить: «Отражались, но в недостаточном объеме, о чем я искренне сейчас сожалею».

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)

Оценить статью
(0)