Кто поможет афганским беженцам?

Кто поможет афганским беженцам?

Кто поможет афганским беженцам?

Правозащитный Центр «Мемориал» — Memorial Human Rights Center

103051 Россия Москва Малый Каретный пер. дом 12 т.(495)-200–65–06

Комитет «Гражданское содействие» — Civic Assistance Committee

127006 Россия Москва ул.Долгоруковская, д.33 стр.6 т.(495)-973–54–74

МОСКВА 10.04.2006 г.

Председателю Правительства Российской Федерации М. Ф. Фрадкову

Копия: Директору Федеральной миграционной службы РФ К. О. Ромадановскому

Министру иностранных дел РФ С. В. Лаврову

Открытое письмо

Настоящее письмо вызвано нашей озабоченностью проблемой афганских беженцев, находящихся на территории Российской Федерации и изменением официального отношения к ним. В настоящий момент беженцам грозит административное выдворение в страну их прежнего проживания.

Между тем, с начала марта 2006 г. внимание общественности и правительств стран мирового сообщества было приковано к судебному процессу, проходящему в Исламской Республике Афганистан, по обвинению гражданина этой страны Абдула Рахмана в вероотступничестве в связи с его переходом из ислама в христианство. В случае отказа отречься от избранной им веры и вернуться в ислам этому 41-летнему афганцу в соответствии с законами шариата угрожала смертная казнь.

Власти Афганистана оказались в затруднении. С одной стороны на них оказывалось сильное международное давление, особенно со стороны руководства США, от которого они находятся в экономической и военной зависимости.

С другой стороны общественное мнение требовало соблюдения законов шариата.

Однако 26 марта суд принял решение об освобождении Рахмана из-под стражи «за недостаточностью улик». На следующий же день начались уличные выступления с плакатами «Смерть Америке!», «Смерть отступнику!». В тюрьме ему угрожали расправой сокамерники и охранники, что вынудило власти перевести его в особое пенитенциарное учреждение и поместить в одиночную камеру.

На следующий день родственники объявили Абдула Рахмана душевно больным, а поэтому не подлежащим суду по законам шариата. После этого Рахман был помещен в психиатрическую клинику. Оттуда он обратился в УВКБ ООН с просьбой о переселении в одну из Европейских стран, которые предложили предоставить ему убежище.

Мы надеемся, что в конце концов Абдул Рахман окажется в безопасной стране.

Ранее он проживал в Германии и принял христианство 16 лет назад, когда работал в одном из пакистанских лагерей беженцев. После  свержения в 2001 году власти талибов Абдул Рахман вернулся в Афганистан. Как и многие граждане этой страны, но предполагал, что на его родине установился режим, деятельность которого направлена на создание государства, отвечающего требованиям соблюдения основных свобод и прав человека, и обязанного гарантировать всем гражданам равные права независимо от политических, национальных, религиозных и иных убеждений.

Это же предположение послужило основанием того, что Российская Федерация изменила свою позицию по отношению к афганцам, находящимся на территории РФ.

Граждане Афганистана прибыли в Россию или, уже находясь на нашей территории, потеряли возможность вернуться на родину в связи выводом из этой страны военного контингента СССР и падением 18.03.1992 правительства президента Наджибуллы, захватом Кабула моджахедами, провозглашением Исламского государства Афганистан и последовавшим затем  25.05.1996 взятие Кабула движением «Талибан». Всего на территории РФ по данным УВКБ ООН находилось около 150 тысяч в 90-е годы, а к 2002г. 100 тысяч граждан Афганистана. Только несколько сотен афганцев получило статус беженца в России. Кроме того, после 2001г., когда было принято Постановление Правительства РФ №274 «О предоставлении временного убежища на территории РФ» около полутора тысяч афганцев получили временное убежище, продлевающееся каждый год и не накладывающее на государства никаких обязательств. Однако практики выдворения афганцев на родину не было. Российские власти не предоставляли им убежища, но смотрели сквозь пальцы на нелегальное пребывание афганцев на территории России.

Вопрос о возвращении граждан Афганистана был поставлен в 2003г.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. № 350 по урегулированию проблем, связанных с пребыванием выходцев из Афганистана на территории Российской Федерации, распоряжением МВД России от 13 мая 2003 г. была создана Межведомственная Рабочая Группа (МРГ).

На основании полученной из МИД России МРГ пришла к выводу, что после падения режима талибов социально-политическая ситуация в Афганистане значительно улучшилась, политическая жизнь возрождается, появились условия для возвращения афганцев на Родину.

Доклад МРГ 23 января 2004г. был представлен Правительственной комиссии по миграционной политике в России. В докладе говорилось: «…исходя из современной обстановки в Афганистане, у большинства из афганцев… оснований для получения убежища нет, так как предпосылки для опасений подвергнуться преследованиям со стороны нынешних афганских властей за свою прошлую деятельность у них отсутствуют. Современное афганское общество отличается высокой политической терпимостью…»

Основываясь на выводах МРГ, и полагая, что произошедшие изменения позволяют считать, что возвращение афганцев на родину безопасно для них, независимо от их прошлой деятельности, политических и религиозных взглядов, ФМС России практически прекратила предоставлять и продлевать срок временного убежища гражданам Афганистана на территории России, ставя их тем самым перед угрозой административного выдворения в страну их прежнего проживания.

Такая позиция ФМС была выражена в Информационной записке «О ситуации в Афганистане», направленной Департаментом иммиграционного контроля и по вопросам убежища этой службы Управлениям по делам миграции  регионов России в октябре 2004 года.

Между тем преследование Абдула Рахмана по религиозным мотивам, независимо от исхода суда над ним,  наглядно показывает, что такая оценка ФМС России гарантий безопасности лиц, вернувшихся или принудительно возвращенных в Афганистан, излишне оптимистична и не соответствует реальности. Совершенно очевидно, что говорить о терпимости афганского общества не только преждевременно, но и недопустимо. Построение гражданского общества в Афганистане — задача на долгие десятилетия и с непредсказуемым концом.

Афганские граждане, находящиеся на территории России, покинули Афганистан в период, когда это государство официально провозгласило себя исламским, сотрудничавшие с советскими властями, десять и более лет проживали на территории светского государства с многоконфессиональным и атеистическим населением. Возможно, что кто-то из них также принял христианство или длительное время нестрого соблюдал принципы и правила, предписанные исламом. Многие из них были привезены к нам в детском и подростковом возрасте, они привыкли к совершенно иному образу жизни, взаимоотношениям и положению в обществе мужчин и женщин.

По нашему мнению, не вызывает сомнения, что, по возвращении в Афганистан приехавшие из России афганцы могут быть без труда обвинены в неверности этому религиозному учению и даже в веропреступничестве, как это имеет место в случае с Абдулом Рахманом.

Последствия таких обвинений, как показывает судьба Абдула Рахмана, очевидны.

Не следует забывать, что указанные граждане Афганистана были связаны с прокоммунистическим правительством этой страны, находившемся в особых отношениях с СССР, а поэтому Российская Федерация как государство-правопреемник СССР несет особые моральные обязательства перед людьми, пострадавшими вследствие распадения этих связей.

В связи с вышеизложенным, мы призываем власти Российской Федерации пересмотреть свое отношение к вопросу о предоставлении статуса беженцев и временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Афганистана.

Мы убеждены, что граждане Афганистана, находящиеся длительное время на территории России имеют все основания для предоставления им убежища в соответствии с Конвенцией ООН 1951г. «О статусе беженца».

Председатель Комитета «Гражданское Содействие» Светлана Ганнушкина

Председатель ПЦ «Мемориал»  Олег Орлов

Оценить статью
(0)