Правозащитный Центр «Мемориал» — Memorial Human Rights Center
103051 Россия Москва Малый Каретный пер. дом 12
Комитет «Гражданское содействие» — Civic Assistance Committee
127006 Россия Москва ул.Долгоруковская, д.33 стр.6
МОСКВА 10.04.2006 г.
Председателю Правительства Российской Федерации М. Ф. Фрадкову
Копия: Директору Федеральной миграционной службы РФ К. О. Ромадановскому
Министру иностранных дел РФ С. В. Лаврову
Открытое письмо
Настоящее письмо вызвано нашей озабоченностью проблемой афганских беженцев, находящихся на территории Российской Федерации и изменением официального отношения к ним. В настоящий момент беженцам грозит административное выдворение в страну их прежнего проживания.
Между тем, с начала марта 2006 г. внимание общественности и правительств стран мирового сообщества было приковано к судебному процессу, проходящему в Исламской Республике Афганистан, по обвинению гражданина этой страны Абдула Рахмана в вероотступничестве в связи с его переходом из ислама в христианство. В случае отказа отречься от избранной им веры и вернуться в ислам этому
Власти Афганистана оказались в затруднении. С одной стороны на них оказывалось сильное международное давление, особенно со стороны руководства США, от которого они находятся в экономической и военной зависимости.
С другой стороны общественное мнение требовало соблюдения законов шариата.
Однако 26 марта суд принял решение об освобождении Рахмана
На следующий день родственники объявили Абдула Рахмана душевно больным, а поэтому не подлежащим суду по законам шариата. После этого Рахман был помещен в психиатрическую клинику. Оттуда он обратился в УВКБ ООН с просьбой о переселении в одну из Европейских стран, которые предложили предоставить ему убежище.
Мы надеемся, что в конце концов Абдул Рахман окажется в безопасной стране.
Ранее он проживал в Германии и принял христианство 16 лет назад, когда работал в одном из пакистанских лагерей беженцев. После свержения в 2001 году власти талибов Абдул Рахман вернулся в Афганистан. Как и многие граждане этой страны, но предполагал, что на его родине установился режим, деятельность которого направлена на создание государства, отвечающего требованиям соблюдения основных свобод и прав человека, и обязанного гарантировать всем гражданам равные права независимо от политических, национальных, религиозных и иных убеждений.
Это же предположение послужило основанием того, что Российская Федерация изменила свою позицию по отношению к афганцам, находящимся на территории РФ.
Граждане Афганистана прибыли в Россию или, уже находясь на нашей территории, потеряли возможность вернуться на родину в связи выводом из этой страны военного контингента СССР и падением 18.03.1992 правительства президента Наджибуллы, захватом Кабула моджахедами, провозглашением Исламского государства Афганистан и последовавшим затем 25.05.1996 взятие Кабула движением «Талибан». Всего на территории РФ по данным УВКБ ООН находилось около 150 тысяч в
Вопрос о возвращении граждан Афганистана был поставлен в 2003г.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. № 350 по урегулированию проблем, связанных с пребыванием выходцев из Афганистана на территории Российской Федерации, распоряжением МВД России от 13 мая 2003 г. была создана Межведомственная Рабочая Группа (МРГ).
На основании полученной из МИД России МРГ пришла к выводу, что после падения режима талибов
Доклад МРГ 23 января 2004г. был представлен Правительственной комиссии по миграционной политике в России. В докладе говорилось: «…исходя из современной обстановки в Афганистане, у большинства из афганцев… оснований для получения убежища нет, так как предпосылки для опасений подвергнуться преследованиям со стороны нынешних афганских властей за свою прошлую деятельность у них отсутствуют. Современное афганское общество отличается высокой политической терпимостью…»
Основываясь на выводах МРГ, и полагая, что произошедшие изменения позволяют считать, что возвращение афганцев на родину безопасно для них, независимо от их прошлой деятельности, политических и религиозных взглядов, ФМС России практически прекратила предоставлять и продлевать срок временного убежища гражданам Афганистана на территории России, ставя их тем самым перед угрозой административного выдворения в страну их прежнего проживания.
Такая позиция ФМС была выражена в Информационной записке «О ситуации в Афганистане», направленной Департаментом иммиграционного контроля и по вопросам убежища этой службы Управлениям по делам миграции регионов России в октябре 2004 года.
Между тем преследование Абдула Рахмана по религиозным мотивам, независимо от исхода суда над ним, наглядно показывает, что такая оценка ФМС России гарантий безопасности лиц, вернувшихся или принудительно возвращенных в Афганистан, излишне оптимистична и не соответствует реальности. Совершенно очевидно, что говорить о терпимости афганского общества не только преждевременно, но и недопустимо. Построение гражданского общества в Афганистане — задача на долгие десятилетия и с непредсказуемым концом.
Афганские граждане, находящиеся на территории России, покинули Афганистан в период, когда это государство официально провозгласило себя исламским, сотрудничавшие с советскими властями, десять и более лет проживали на территории светского государства с многоконфессиональным и атеистическим населением. Возможно, что
По нашему мнению, не вызывает сомнения, что, по возвращении в Афганистан приехавшие из России афганцы могут быть без труда обвинены в неверности этому религиозному учению и даже в веропреступничестве, как это имеет место в случае с Абдулом Рахманом.
Последствия таких обвинений, как показывает судьба Абдула Рахмана, очевидны.
Не следует забывать, что указанные граждане Афганистана были связаны с прокоммунистическим правительством этой страны, находившемся в особых отношениях с СССР, а поэтому Российская Федерация как
В связи с вышеизложенным, мы призываем власти Российской Федерации пересмотреть свое отношение к вопросу о предоставлении статуса беженцев и временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Афганистана.
Мы убеждены, что граждане Афганистана, находящиеся длительное время на территории России имеют все основания для предоставления им убежища в соответствии с Конвенцией ООН 1951г. «О статусе беженца».
Председатель Комитета «Гражданское Содействие» Светлана Ганнушкина
Председатель ПЦ «Мемориал» Олег Орлов