Китай и Россия дружат,

Китай и Россия дружат,

Китай и Россия дружат,

Возможно ли стратегическое сближение России с Китаем? Что даст это двум странам? Какие шаги в этом направлении следует предпринять? Эти вопросы советник посольства КНР Ван Чжэнь обсудил с российскими экспертами 17 апреля на круглом столе в Москве.

По мнению г-на Ван Чжэня, залогом добрососедских отношений и большего взаимопонимания между народами Китая и России может стать большая интенсивность экономических контактов и отказ от взаимных подозрений. — «Мы должны довести товарооборот между нашими странами до 60–80 млрд. долларов в год», — подчеркнул советник посольства КНР. Г-н Ван Чжэнь призвал отказаться от устаревших стереотипов, что «от двусторонних отношений выигрывает только одна сторона, а другая только терпит убытки».

Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, главный редактор журнала «Проблемы Дальнего Востока» Владимир Портяков сосредоточил внимание на актуальной теме энергетических контактов. Он напомнил, что Китай является одним из основных мировых потребителей энергоресурсов, и его потребности будут расти из года в год. Так, в 2004 году Китай импортировал 120 млн. тонн нефти, а в 2005 году — уже 130 млн. тонн. Причем, 60% этой нефти были поставлены странами Ближнего Востока.

По мнению Владимира Портякова, Китай был бы заинтересован в увеличении доли российских энергоресурсов в китайском импорте для того, чтобы меньше зависеть от поставщиков с арабского юга.

Однако современные возможности нефте- и газотранспортной инфраструктуры России не позволяют рассчитывать на это в ближайшем будущем, и поэтому китайские представители углубляют свои контакты с Саудовской Аравией. Хотя более массовая поставка энергоресурсов в Китай прямо отвечает интересам России. Постоянно растущий рынок КНР дает большие возможности для диверсификации российского углеводородного экспорта, который сегодня течет в одном направлении, на Запад, отметил эксперт.

Владимир Портяков упомянул также и о наметившемся сближении России с Китаем по иранскому вопросу. Здесь позиции двух стран, отвергающих применение военной силы против Ирана, совпадают.

Официальную политическую линию китайского руководства озвучил советник посольства КНР Ван Чжэнь. «Мы признаем право Ирана на мирную атомную программу. Но мы категорически против того, чтобы Иран стал обладателем ядерного оружия. И если будет тенденция к осуществлению Ираном ядерных разработок военного назначения, то санкции против этой страны, видимо, неизбежны. Но пока таких тенденций нет, мы выступаем против санкций. И мы категорически против военного решения проблемы иранской ядерной программы», — заявил г-н Ван Чжэнь.

Глобальное видение российско-китайских отношений представил вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. По его мнению, наметившееся сближение России и Китая может стать прелюдией нового миропорядка, основой которого будет многополярность и наличие нескольких центров силы.

«Мы считаем, что углубление отношений между нашими странами может сделать мир более безопасным», — сказал Леонид Ивашов. По его мнению, Россия и Китай могут совместными усилиями противостоять нынешней ситуации, когда одна держава диктует свою волю остальному мировому сообществу и настаивает на своем эксклюзивном праве применять военную силу в международных отношениях.

По словам Ивашова, основой для ограничения господства США может послужить углубление контактов России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Эксперт призвал правительства двух стран сосредоточить свои усилия на политико-дипломатическом взаимодействии. В частности, выработать единые позиции по важнейшим международным проблемам в рамках Совета Безопасности ООН.

«Сегодня Китай имеет претензии стать мировой державой №1. И это вполне понятно, для этого имеются основания. Но что будет в 2019 году, когда Китай станет такой державой? Будем ли мы наблюдать попытки навязать однополярный мир уже со стороны Китая, или это будут попытки поделить мир с США? Или же Китай действительно станет последовательным сторонником многополярного мира, и будет поддерживать партнерские отношения с другими державами, включая Россию?» — рассуждал Леонид Ивашов.

Советник посольства КНР Ван Чжэнь поспешил заверить участников круглого стола, что его страна никогда не питала надежд стать державой №1 в мире. «И мы бы приветствовали, если бы такой державой стала Россия», — удачно пошутил г-н Ван Чжэнь.

Оценить статью
(0)