Ближе

Ближе

Этой весной в Казахстан зачастили дипломаты из США и государств Западной Европы. Совсем недавно республику порадовал своим присутствием действующий председатель ОБСЕ, он же министр иностранных дел Бельгии Карл де Гюхт. Количество же визитеров в ранге директоров департаментов и экспертов исчисляется десятками. А вскоре, по сообщениям информационных агентств, ожидается даже приезд такого «дорогого» гостя, как вице-президент США Дик Чейни.

Вряд ли подобная внешне политическая активность случайна. Как, конечно же, не случайны и реверансы в отношении первого (и, кажется, уже вечного) президента. Достаточно вспомнить, как распинался председатель ОБСЕ. Дескать, самый достойный и самый возможный претендент в регионе к востоку от Вены на председательство в 2009 году — это именно Казахстан, где, по его мнению, царит климат толерантности и наблюдается устойчивое экономическое развитие.
Понятно, что помимо дипломатической вежливости Карла де Гюхта подвигли на подобные высказывания реальные успехи страны. По сравнению с Беларусью, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном Республика Казахстан действительно выглядит как островок демократии и рыночной экономики в средневековом болоте, хотя казахстанцам от этого не легче, потому что на своем личном опыте они чувствуют и понимают, что страна движется явно не в ту сторону.

Зачем США Иран?

Так в чем же дело? Возможно, в том, что в настоящий момент в Соединенных Штатах идет подготовка к существенному изменению внешнеполитического курса или какой-то серьезной акции. В связи с чем резко возросли роль и значение центрально-азиатского региона, являющегося естественным барьером между Китаем и Россией, Афганистаном и Россией, плюс к тому же грозящего стать важнейшим источником поставок углеводородов на мировой рынок в XXI веке.
События последних пяти лет, когда цены на углеводородное сырье выросли до небес и потянули за собой цены на другие источники энергии, нанесли серьезный ущерб экономике США. Она вынуждена переплачивать по сравнению даже с прошлым десятилетием, что отражается на дефиците торгового и платежного балансов. В этом отношении логичными выглядят как внешняя политика ведущей мировой державы — вплоть до агрессии против суверенных государств, так и ее попытки создать альтернативные источники поставок углеводородов.
В настоящий момент, свергнув режим Саддама Хусейна и обеспечив какой-никакой контроль над Ираком, США столкнулись с жесткой, неуступчивой позицией Ирана. И все попытки поставить «на место» эту страну пока оказываются безуспешными. В этом смысле конфликт вокруг иранской ядерной программы представляет собой только одно из полей исторической битвы между Западом и Востоком.
Очевидно, что для решения принципиально важного вопроса поставок нефти и газа по приемлемым ценам (и попутного получения дополнительного рычага влияния на быстро прогрессирующие государства Азии, вроде Китая и Индии) США должны получить контроль над нефтегазовыми месторождениями Ирана. Более того, поскольку вооруженные силы последнего контролируют Ормузский пролив и фактически держат на прицеле все сырьевые потоки из Персидского залива, эта задача становится для американцев стратегической и первоочередной.
В условиях неуступчивости Ирана и поддержки этой страны со стороны России, Китая и ряда государств Западной Европы, администрации Буша-младшего крайне важно освободить себе руки. Например, договориться с теми же Россией и Китаем. И в этих условиях не только Казахстан, но весь Среднеазиатский регион может стать разменной картой в большой геостратегической игре.

Малым ради большого

Не исключено, что нынешнее руководство США рассуждает так: в настоящее время Соединенные Штаты Америки закрепились в регионе — они фактически контролируют Афганистан и его правительство, влиятельны в Пакистане, имеют военную базу в Кыргызии, а американские монополии сильны в нефтегазовом секторе Казахстана и отчасти Азербайджана.
На дальнейшее же усиление позиций в регионе нет сил и времени.
К тому же после последних событий в Узбекистане и Кыргызии позиции США там значительно ослабли, а России, наоборот, усилились, и чтобы это изменить, надо идти на радикальные меры. Поэтому есть смысл пожертвовать малым ради большого. То есть отдать регион на откуп России и, возможно, Китаю в обмен на свободу рук в действиях против Ирана.
И, похоже, Россия готова к такому варианту. Обратите внимание, что последние события в трех среднеазиатских республиках де-факто оказались на пользу северному соседу Казахстана.
В Узбекистане после андижанских событий произошел почти полный разрыв с западными государствами, а Ислам Каримов, долгие годы бывший оппонентом российских президентов, добровольно пошел в политические объятья Владимира Путина.
В Кыргызстане революция тюльпанов резко усилила зависимость этой страны от России, нынешний президент этой республики явно ориентируется на нее, а если что не так, то в Москве в запасе сидит экс-президент Аскар Акаев.
В Казахстане в последние два-три года наблюдается явный перекос в сторону России, и хотя многовекторная политика по-прежнему провозглашается, все чаще этот вектор смотрит на север. К тому же, убийство Алтынбека Сарсенбаева не только резко обострило внутренние противоречия в политической элите страны, но и еще больше подтолкнуло Назарбаева в сторону Путина, что подтверждается последними визитами, соглашениями и договоренностями.
Таким образом, в рамках негласного диалога США — Россия возможна сделка: США де-факто признают уходящий из их рук Среднеазиатский регион зоной влияния России, а взамен Россия признает право США принести силой прогресс в Иран. Тем паче что реакция последнего на инициативы России, в том числе в области обогащения ядерного топлива, достаточно оскорбительна.
Если такой торг и договоренности возможны, то роль и значение Казахстана как самой демократической (без насмешки и дураков) страны с самой рыночной и быстро развивающейся экономикой в Среднеазиатском регионе резко возрастает. Он становится как бы оплотом демократии и экономики западного типа в среднеазиатском болоте и возможным партнером США, когда экспансия России станет уж совсем невыносимой.
Вот тогда увеличение числа визитов высокопоставленных и не очень дипломатов в Казахстан становится понятным. Представители США пытаются выяснить, готов ли Нурсултан Назарбаев взять на себя роль лидера в регионе, насколько прочна его власть, какие угрозы несет оппозиция, будет ли Казахстан послушным союзником России или все-таки осмелится проводить самостоятельную политику. Ну а поскольку активность начали проявлять США, государствам Западной Европы сам бог велел быть более активными, хотя бы для того, чтобы не оказаться в очередной раз в пасынках.

Ближе к России и Китаю

Таким образом, слова одобрения со стороны высокопоставленных дипломатов в адрес руководства Казахстана — это скорее всего констатация того, что внешнеполитическая ситуация меняется. И если раньше демократическая оппозиция могла рассчитывать не только на моральную поддержку, но и какое-то, пусть ослабленное дипломатическими условностями и запахом нефти, содействие, то теперь, похоже, и моральная поддержка будет сводиться к приглашениям на протокольные мероприятия в посольствах и каких-нибудь фондах.
Вопрос заключается лишь в том, как быстро возникнет необходимость в достижении договоренностей между Путиным и Джорджем Бушем-младшим. Судя по всему, времени остается не много. Во-первых, в 2008 году истекает срок полномочий президента-республиканца, а поскольку ежедневно взрывающийся и стреляющий Ирак — это скорее минус, чем плюс, президент-демократ может не пойти на продолжение нынешнего курса.
Во-вторых,
иранская ядерная программа развивается семимильными шагами.
Уже 9 апреля было объявлено, что иранским специалистам удалось обогатить уран до 3,5%, что позволяет организовать собственное производство ядерного топлива. А чуть позже президент Ирана объявил о вхождении страны в клуб «ядерных держав» и потребовал ускорить развитие государственной ядерной программы до промышленного обогащения.
По оценкам же экспертов, чтобы получить обогащенный уран в количестве, достаточном для создания ядерного заряда, нужен год. А с учетом того, что Иран уже располагает ракетами средней дальности, способными нести ядерную боеголовку, через два-три года он окажется в безопасности — только ненормальный осмелится напасть на страну, которая будет способна одним-двумя запусками полностью разгромить мировой рынок нефти.
После этих сообщений цены на нефть снова поднялись почти до $70 за баррель, информация же, что Иран имеет ядерное оружие и в случае агрессии способен не только перекрыть Ормузский пролив, но и уничтожить нефтепромыслы в Персидском заливе, повысит цены до отметок выше $100.
Рост цен на нефть потащит за собой цены на все остальные энергоресурсы и сырье. В результате через какое-то время США окажутся просто банкротами. И как только доллар как мировая валюта потеряет свое значение, экономика заокеанской державы попадет в коллапс, из которого сможет выбраться только с потерями, сопоставимыми с теми, что она понесла в годы Великой депрессии.
…Как ни печально, эта геополитическая схватка наверняка окажет негативное воздействие на Казахстан. С одной стороны, еще больший рост цен на углеводороды будет все больше корежить экономику страны, делая ее монокультурной и давая возможность правящей власти откупаться от избирателей разовыми подачками. А с другой — отдаст Казахстан в поле влияния России и Китая, для которых демократические ценности, права человека и свобода слова — не больше чем фиговые листочки на задаче стать супергосударствами.

Мухаметжан Адилов

Оценить статью
(0)