Десять лет ни одна из признанных ядерных держав не проводит испытательных ядерных взрывов. Франция и КНР провели последние серии натурных испытаний в 1996 г., Великобритания — в
В договоре определены 44 страны, которые должны ратифицировать ДВЗЯИ, чтобы он вступил в силу. Из них 7 стран подписали, но не ратифицировали договор (в том числе США, КНР, Иран и Израиль). Три страны отказываются подписывать договор — Индия, Пакистан, КНДР.
Сейчас нет надежды, что ДВЗЯИ может вступить в силу. Это может произойти не раньше, чем будут решены иранская ядерная проблема, северокорейская ядерная проблема, а также найден приемлемый баланс ядерных сил в треугольнике
Но даже в условиях, когда ДВЗЯИ остается «неактивным договором», никто не проводит испытаний. Признанные ядерные державы продолжают «жизнь без испытаний». Мир уже так к этому привык, что воспринимает отсутствие испытаний как норму. ДВЗЯИ имеет психологический эффект в мировой политике. Нарушение основных положений этого «неактивного договора» воспринимается как внешнеполитическая проблема.
В настоящее время существуют три основных
Среди ученых нет единства взглядов — могут ли «альтернативные» технологии заменить ядерные испытания.
Все разнообразие аргументов за и против натурных ядерных испытаний можно свести к следующей формуле: без натурных испытаний можно обеспечивать безопасность и надежность арсенала (хотя на этот счет сохраняются различные точки зрения), но это в любом случае не тривиальная задача; без натурных испытаний нельзя создать новое поколение ядерного оружия.
Альтернативные технологии
Необходимо учитывать, что не всем ядерным странам в равной степени доступны альтернативные технологии. Россия, США, Великобритания, Франция, Индия предположительно обладают необходимым набором технологий для поддержания безопасности и надежности своего ядерного арсенала. Пакистан в силу общей технологической отсталости может испытывать трудности с проведением гидроядерных и подкритических испытаний. Россия, США, Франция, скорее всего, имеют возможность проводить компьютерное моделирование ядерных взрывов. Однако они не могут быть уверены в надежности и достоверности своих моделей. Россия может в этой области отставать от США и Франции, которые прекратили ядерные испытания позже.
Остается открытым вопрос о том, как обеспечивает безопасность и надежность своего ядерного арсенала Израиль. Арсенал Израиля оценивается в 100–200 боезарядов. Не имея опыта ядерных испытаний, Израиль не может быть уверен в безопасности и надежности своего ядерного оружия, хотя ему, скорее всего, доступны технологии физического моделирования, гидроядерных и подкритических взрывов.
Отдельный случай — это Китай. Он имеет относительно большой арсенал, но относительно малый опыт ядерных испытаний. КНР может быть доступно математическое моделирование, однако она не имеет достаточной статистической базы, собранной во время предыдущих испытаний, чтобы опираться на математическое моделирование. Технологии физического моделирования, гидроядерных и подкритических испытаний должны быть доступны Китаю. Тем не менее предыдущий опыт ядерных испытаний исключительно важен для обеспечения безопасности и надежности арсенала без натурных испытаний. С этой точки зрения Китай может испытывать трудности в обслуживании своего арсенала при отсутствии испытаний.
Без натурных испытаний нельзя совершенствовать ядерное оружие — создавать новое поколение боезарядов. В этом смысле гонка ядерных вооружений, остановленная к концу
Однако ведущие ядерные державы (Россия, США и КНР) могут оказаться втянуты в качественно новый вид ядерного соревнования — соревнования на выживание ядерного арсенала в отсутствии ядерных испытаний. Сохранить арсенал в хорошем состоянии без проведения натурных испытаний — непростая задача.
Два базовых сценария
В России обращают внимание на объемы финансирования американских программ, нацеленных на обеспечение безопасности и надежности ядерного арсенала в отсутствии испытаний. Аргумент сводится к тому, что такие ассигнования дают
Китай провел всего 45 испытаний. Причем более половины из них еще до 1980 г. Тот опыт, скорее всего, только косвенно полезен сейчас КНР. В
В России, США и (предположительно) КНР складывается лобби, призывающее отказаться от запрета на ядерные испытания. Аргументы в пользу возобновления испытаний исходят от профессионалов, в чьей компетенции находятся вопросы ядерной безопасности и боевой надежности. Принятие аргументов профессионалов более широким сообществом экспертов по вопросам обороны и политиками — это, при прочих равных условиях, дело времени. Из этого исходного состояния возможно развитие событий по двум базовым сценариям.
Первый сценарий. Открытые дебаты о судьбе ядерных испытаний сторонники их запрещения могут проиграть. Достаточно такого поражения в одной из стран, чтобы в остальных дебаты автоматически закончились в пользу испытаний (с аргументом, что запрет имеет смысл только как универсальная норма: если одна из ядерных стран от него отказывается, то у остальных просто нет выбора). Впрочем, даже если в одной из стран аргументы сторонников возобновления испытаний будут переведены в политическую позицию выхода из ДВЗЯИ или одностороннего моратория, сомнительно, что эта страна станет делать «резкие шаги». Более вероятно, что РФ, Соединенные Штаты и Китай займут настороженно выжидательные позиции: будут нервно оглядываться друг на друга в надежде, что у
Второй сценарий.
Принципиальная разница между двумя сценариями состоит в следующем. В первом страны будут подталкивать друг друга к выходу из договора (в
Сейчас можно наблюдать элементы обоих сценариев. Представляется, что США, Россия и Китай находятся на перепутье, в состоянии выбора между этими двумя сценариями. Важно, чтобы в каждой из стран четко понимались как преимущества, так и риски каждого из этих вариантов, а также присутствовал более широкий взгляд на проблемы нераспространения ядерного оружия.
Уже говорилось, что среди неядерных
Часто бывает и в жизни, и в политике, что не брать обязательств проще, чем потом от них отказываться. ДВЗЯИ именно такой случай.
Возможности сотрудничества
Разумным было бы исследовать вариант сотрудничества в поддержании безопасности и надежности арсеналов в условиях отсутствия испытаний. Ни РФ, ни Соединенные Штаты, ни Китай не заинтересованы в том, чтобы подрывать режим нераспространения ядерного оружия и давать новые поводы для нападок на ДНЯО. В то же время ни одна из стран ради решения проблем нераспространения не готова пожертвовать своим
Члены «большой тройки» не должны быть заинтересованы в циничном использовании ядерных проблем друг друга. Три страны заинтересованы в том, чтобы сосед по ядерному клубу не чувствовал уязвимости в
Иван Сафранчук, руководитель Московского представительства Центра оборонной информации (США)