26 апреля в Пекине завершилось заседание министров обороны стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Официальным итогом встречи стал «дежурный» документ — меморандум о создании структуры для совместной борьбы с контрабандой наркотиков и террористическими организациями.
Между тем, судя по ряду высказываний глав военных ведомств «шестерки», а также по решениям, которые были приняты на встрече, ШОС преследует амбициозные планы и может рассматриваться как одна из наиболее перспективных организаций на евразийском континенте.
Напомним, что в июне ШОС будет отмечать свое пятилетие. За это время между участниками этой структуры не возникало
На совещании в Пекине
Если говорить о военной составляющей взаимодействия, то дело в том, что современные террористы имеют на вооружении самые новые виды военной техники и оружия, а также обладают «продвинутыми» информационными технологиями. Поэтому странам Шанхайской организации сотрудничества необходимо не только не отставать в этом плане от террористов, но и на несколько шагов опережать их. Это удается сделать во многом благодаря налаженному
Немаловажным аспектом в противодействии терроризму остается эффективность обороноспособности отдельно взятых стран ШОС. Сергей Иванов похвалился перед своими коллегами, что Россия обеспечила себе безопасность до 2030 года при любом развитии
Регулярное проведение совместных маневров, по мнению участников заседания, необходимо не только с точки зрения военной составляющей. Речь также идет о том, что участники учений должны в буквальном смысле слова понимать друг друга. Странам СНГ, входящим в состав ШОС, в этом плане легче, ведь жители Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана являются носителями русского языка. Что же касается Китая, то
По некоторым данным, за проведением российских
Ближайшие же антитеррористические учения в рамках ШОС пройдут в следующем году в России на территории
Министры же решили своим личным примером продемонстрировать необходимость активизации военного взаимодействия. Сергей Иванов заявил, что главам военных ведомств Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана надо чаще встречаться. Механизм регулярных контактов, по его мнению, позволит странам ШОС более эффективно задействовать свои армии для противодействия международному терроризму.
Если борьба с терроризмом стала уже «вечной» темой многочисленных встреч представителей самых разных международных организаций, то недавно Иран, заявивший о разработке ядерной программы, дал новую почву для размышлений. Тегеран, как известно, присутствует в ШОС в качестве наблюдателя, поэтому «шестерка» не будет защищать Иран, если это государство станет объектом военного нападения. Вряд ли в ближайшее время страны «шестерки» возьмут на себя обязательства перед Ираном, поскольку в планы ШОС пока не входит расширение состава участников.
Этот вопрос только начнет обсуждаться на июньском, юбилейном саммите ШОС. Главы стран, входящих в эту организацию, начнут рассмотрение этого вопроса с заявки Пакистана, который, как Иран, Монголия, Индия, имеет статус наблюдателя.
Не исключено, что на саммите подумают об участии в ШОС Беларуси. В конце прошлого года после визита в Китай президент Александр Лукашенко заявил, что в ближайшее время Минск может войти в ШОС в качестве наблюдателя.
На переговорах представителей ШОС различного уровня не перестают звучать утверждения о том, что сотрудничество «шестерки» не направлено против «третьих стран» и носит исключительно мирный, оборонительный характер. И пекинское заседание не стало исключением. Между тем очевидно, что интерес к ШОС в мире растет, повышается авторитет организации. Эксперты объясняют это тем, что у «шестерки» есть все шансы стать реальным противовесом американскому влиянию в регионе. На протяжении не одного года страны ШОС требовали от США вывести свои военные базы с территории Центральной Азии. В Узбекистане американских военных уже нет, скоро не будет их в Кыргызстане. Намерение Бишкека потребовать вывода авиабазы США с территории республики подтвердил в Пекине министр обороны Кыргызстана Исмаил Исаков.
Наталия Пулина, Москва