Сейчас по объему добычи нефти Россия уступает только Саудовской Аравии. В прошлом году российский нефтяной экспорт составил 7 миллионов баррелей в день. Небывало высокие цены и постоянный рост спроса сделали доходы от продажи черного золота главным источником финансирования российской экономики. Однако в 2005 году темпы роста добычи нефти резко снизились. И это заставило потребителей российских энергоресурсов серьезно призадуматься.
Может ли Россия оставаться надежным и устойчивым производителем нефти? Какие долгосрочные системные проблемы могут помешать России удовлетворить растущий мировой спрос на нефть? Как может сказаться на иностранных капиталовложениях идеологические изменения в экономической политике? Эти вопросы стояли во главе повестки дня конференции в Вашингтоне.
Конференция вызвала большой интерес. Политологи, аналитики энергоиндустрии, представители энергокомпаний до отказа заполнили просторный зал Американского института предпринимательства. Состав докладчиков был тоже внушительный специалисты из США, Италии, России. Лейтмотивом всех выступлений была необходимость обеспечения в мире энергетической безопасности.
Европа несравнимо больше, чем США, зависит от российских энергоресурсов, и посему в выступлении представителя Евросоюза Марко Фантини отчетливо звучала тревога. Он остановился на двух тенденциях.
Первая эта массированная национализация. Государство увеличивает свою долю в нефтяном и газовом секторах либо прямым путем посредством приобретения энергокомпаний, либо косвенным посредством увеличения налогов.
В равной степени волнует потребителей российских энергоресурсов и вторая тенденция использование нефтяной и газовой мощи как орудия внешней политики.
«Совершенно очевидно, сказал Марко Фантини, что чем больше доля государства в энергетическом секторе, тем легче ему использовать энергоресурсы в своих геополитических интересах. Европейские лидеры прекрасно понимают, какую серьезную угрозу представляет это для энергетической безопасности Европы, и они начинают искать пути выхода из данной ситуации».
Но если отрешиться от политических проблем, остается вопрос спроса и предложения. К 2020 году объем газового импорта Европы, по оценкам, увеличится на 200 миллионов тонн. А Россия, согласно прогнозам правительства, может увеличить экспорт газа только на 50 миллионов тонн. Разрыв огромен, особенно в свете резкого снижения темпов роста добычи нефти.
Клиффорд Гэдди из Брукингского института видит корень проблемы в порочности системы взаимоотношений энергокомпаний с государством. Эти отношения имеют, по его мнению, две составляющие явную и неявную. Явная складывается из участия государства в прибылях энергокомпаний и в налогах, которые энергокомпании платят государству.
«А неявная, продолжал Гэдди, это субсидии потребителям энергоресурсов внутри страны, полуофициальные платежи в местные бюджеты на различные
На сегодня энергоресурсы остаются главным источником пополнения российской казны. Что произойдет с экономикой страны, если темпы роста энергосектора будут и далее снижаться? С этим вопросом я обратилась к российскому политологу Андрею Рябову, который посвятил свой доклад влиянию нефтяных денег на внешнюю и внутреннюю политику России.
«Это, действительно, один из ключевых вопросов, по которым сейчас в России разворачиваются дискуссии, сказал он. Одни говорят, что если цены будут стоять высоко, как сейчас, нынешнее положение сохранится. Другая позиция частично я уловил ее в вашем вопросе заключается в том, что даже при дальнейшем росте цен на нефть налицо слишком высокий уровень отрыва нефтегазового сектора от всех прочих секторов экономики. Там наблюдается стагнация, что уже стали признавать высокопоставленные лица в российском правительстве. Эта ситуация особенно тревожна в отраслях, жизненно важных для народного хозяйства, таких как технологический сектор, обрабатывающая промышленность и так далее. Высказывается мнение, что она приведет к таким диспропорциям, что даже рост цен на нефть не убережет страну от серьезных экономических затруднений. Думается, вторая точка зрения гораздо ближе к истине, чем первая. И она подталкивает к неизбежности структурных реформ и модернизации».
Инна Озовская