Исследовательский консорциум, объединивший Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), «Национальное агентство финансовых исследований» (НАФИ) и «Центр развития», провел исследование рынка кредитов населению, оценил эффективность кредитной политики, проводимой лидерами этого рынка, выявил предпочтения россиян по целям, срокам и суммам кредитов и местам их оформления.
На фоне быстрого роста объема кредитов населению (на 9% за квартал) эффективность работы банков на рынке потребительского кредитования в целом снижается. Главной причиной этого является просроченная задолженность, прирост которой за квартал составляет все большую долю от доходов от потребительского кредитования (18% за первый квартал текущего года, против 11% за первый квартал 2005 года и 7% за первый квартал 2004 года соответственно). Просроченная задолженность пока не является системной угрозой для рынка, но, при этом налицо четкая тенденция к ее увеличению практически у всех активных участников рынка.
Наиболее распространённая среди россиян цель получения кредита — на покупку
Более половины пользовавшихся кредитом опрошенных (59%) оформляли в последний раз кредит на покупку в магазине, более трети (38%) — в банке.
Наиболее характерный срок, на который обычно кредит берётся или оформляется при покупке, — от 7 до 12 месяцев; этот период указывает каждый второй респондент, бравший кредит. Каждый четвёртый берёт кредит на срок более года (13% на 13–36 месяцев и ещё 13% — более трёх лет). Каждый пятый — на 4–6 месяцев. Срок до трёх месяцев указывают 5% опрошенных. При этом, по данным банковской отчетности, более половины от суммы кредитов выдано на срок более 3 лет, то есть величина кредита возрастает с увеличением его срока.
Сумма кредита в большинстве случаев (63%) не превышает 1000 долларов США (39% брали кредит или оформляли покупку в кредит на сумму до 500 долларов и ещё 24% — 501–1000 долларов). Сумму 1001–3000 долларов указывают 15% респондентов, 3001–5000 — 6%. Свыше 5000 долларов брали в кредит 11% опрошенных, в их числе свыше 25000 — лишь 3%. Чем хуже респонденты оценивают своё материальное положение, тем, как правило, меньшими суммами кредитования они пользуются.
На какие цели Вы в последний раз брали кредит (банков или торговых фирм) или | ||||||
|
Всего опрошенных |
Тип поселения | ||||
Москва и |
Более 500 тыс. жителей |
100–500 тыс. |
Менее 100 тыс. |
Сёла | ||
Аудио-, |
43 |
36 |
49 |
44 |
35 |
49 |
На неотложные нужды |
14 |
14 |
10 |
18 |
13 |
14 |
Мебель |
13 |
15 |
10 |
17 |
16 |
8 |
Ремонт квартиры или дома |
7 |
15 |
4 |
4 |
8 |
5 |
Автомобиль |
6 |
7 |
8 |
3 |
10 |
5 |
Компьютерная техника |
6 |
8 |
9 |
4 |
5 |
5 |
Недвижимость (квартира, дом, земельный участок и др.) |
5 |
1 |
5 |
4 |
11 |
5 |
Образовательные, медицинские и другие услуги |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
7 |
Для покупки акций, облигаций и других ценных бумаг |
0 |
- |
1 |
- |
- |
- |
Затрудняюсь ответить / нет ответа |
3 |
1 |
2 |
4 |
1 |
2 |
Где Вы оформляли в последний раз кредит на покупку? | |
В магазине |
59 |
В банке |
38 |
В автосалоне |
1 |
Другое |
1 |
Затрудняюсь ответить / нет ответа |
1 |
На какой срок Вы последний раз брали кредит (или оформляли кредит при покупке)? | |
Менее 1 месяца |
1 |
1–3 месяца |
4 |
4–6 месяцев |
19 |
7–12 месяцев |
47 |
13–36 месяцев |
13 |
Более 3 лет |
13 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
Какую сумму Вы последний раз брали в кредит или на какую сумму оформляли покупку в кредит (в долларах США)? (% от бравших кредит или покупавших | ||||
|
Всего опрошенных |
Оценка своего материального положения | ||
Очень хорошее, хорошее |
Среднее |
Плохое, очень плохое | ||
До 500 долл. Включительно |
39 |
33 |
36 |
48 |
501–1000 |
24 |
12 |
27 |
21 |
1001–3000 |
15 |
20 |
17 |
9 |
3001–5000 |
6 |
9 |
6 |
3 |
5001–10000 |
4 |
5 |
5 |
2 |
10001–25000 |
4 |
9 |
4 |
3 |
25001–50000 |
2 |
3 |
1 |
4 |
50001–75000 |
0 |
- |
0 |
1 |
Более 100000 |
1 |
5 |
0 |
- |
Затрудняюсь ответить |
5 |
5 |
3 |
9 |
В работе использовалась отчетность и рекламная информация по 38 российским банкам — лидерам рынка кредитования населения.
Полный отчет о проведенных исследованиях с