Евросоюз готов взять на себя роль миротворца

Евросоюз готов взять на себя роль миротворца

Евросоюз готов взять на себя роль миротворца

Новый специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе предвидит усиление роли ЕС в разрешении конфликтов в регионе.

«В будущем Евросоюз мог бы возглавить миротворческую миссию в Нагорном Карабахе в том случае, если поиски решения по конфликту окажутся успешными», — так считает новый специальный представитель Евросоюза на Кавказе Питер Семнеби.
Назначение на этот пост шведский дипломат Семнеби получил совсем недавно. На прошлой неделе в интервью IWPR в Лондоне он заявил, что намерен использовать свой мандат для участия в деле урегулирования неразрешенных конфликтов в регионе. «Нет ничего удивительного в том, что главным приоритетом моей деятельности в этой должности является максимальная вовлеченность в вопросы разрешения конфликтов», — сказал он.
Семнеби подчеркнул, что на сегодняшний день Евросоюз не имеет формальной возможности принимать участие ни в детальных переговорах по Абхазии, где в качестве посредника выступает ООН, ни по Южной Осетии и Нагорному Карабаху, где эта роль возложена на ОБСЕ.
Однако известно, что в процессе текущих переговоров по карабахской проблеме в числе других вопросов обсуждается перспектива введения в зону конфликта международных миротворческих сил, которые, если сторонам удастся добиться прорыва, должна будет возглавить международная структура. Тут, говорит Питер Семнеби, и вступил бы Евросоюз.
«Когда решение по конфликту будет найдено, от нас потребуется серьезное содействие — и в решении проблем постконфликтного восстановления, и если того пожелают стороны — в плане предоставления миротворцев, — сказал он. — Следует отметить, что все это пока очень гипотетично. Это лишь один из нескольких вариантов, но вариант, который уже рассматривается».
В недавно обнародованном отчете Международной группы кризиса, который называется «Урегулирование конфликтов на Южном Кавказе: Роль Евросоюза», ЕС подвергается резкой критике за пассивность, которой до сих пор было отмечено его участие в урегулировании конфликтов на территории Кавказа.
«ЕС не принимает непосредственного участия ни в переговорах по Нагорному Карабаху, ни по Абхазии и Южной Осетии, — говорится в этом отчете, который был опубликован в марте. — Как в Нагорном Карабахе, так и за его пределами, усилия, прилагаемые Евросоюзом для разрешения конфликтов, незначительны. В повестки высокоуровневых переговоров ЕС с партнерами конфликты на Южном Кавказе включаются очень редко. Также редки случаи применения им с целью способствования миру санкций или стимулов».
Описание мандата Семнеби претерпело некоторые едва уловимые изменения, по сравнению с тем, как определялась миссия его предшественника Хейкки Талвитие. Теперь от специального представителя ЕС требуется не «помогать в разрешении конфликтов», но «способствовать разрешению конфликтов».
По словам Семнеби, различие в описании мандатов маленькое, но важное. Это, говорит он, «политический сигнал, указывающий на то, что на повестке дня эти конфликты стоят очень высоко».
Учрежденный в 2003 году, институт специального представителя ЕС имеет широкий мандат, хотя предусмотренный для него бюджет ограничен. Признавая невозможность «участия на расстоянии», Семнеби назвал в числе своих первоочередных приоритетов содействие мирным процессам и оказание поддержки государственному строительству в регионе посредством инициатив, таких как реформирование судебной системы.
Большую часть своего карьерного пути 46-летний Питер Семнеби прошел в Восточной Европе. В 1988 году в качестве представителя шведской дипломатии он побывал в Армении — в связи со случившимся там землетрясением. В 1992 году он входил в состав первой миссии ОБСЕ в Грузии. Он был последним послом ОБСЕ в Латвии, а позже возглавил посольство этой организации в Хорватии. Эта последняя должность, по словам Семнеби, дала ему опыт, который может оказаться полезным при участии в урегулировании конфликтов, раздирающих Кавказ.
По признанию Семнеби, то, что он увидел в регионе, прибыв туда вновь после долгого отсутствия, вызвало у него ощущение уже виденного. «Это самый неприятный аспект возвращения на Кавказ по прошествии стольких лет, — сказал он. — Конечно, есть и изменения к лучшему. Но конфликты такое препятствие на пути нормального развития обществ на Кавказе».
Семнеби предстоит разобраться с проблемой имиджа Евросоюза в регионе, где присутствие этой организации сегодня ощущается значительно слабее, чем, например, Соединенных Штатов.
Специальный представитель будет действовать от имени 25 стран, многие из которых имеют свои особые интересы в регионе. Как утверждает Семнеби, его работу усложняет отсутствие единой конституции ЕС, которая бы способствовала формированию более последовательной внешней политики.
Между тем теперь, когда уже решили для себя вопрос вступления в ЕС в следующем году Болгария и Румыния, а Турция готовится к переговорам о членстве в этой организации, к Южному Кавказу в Брюсселе неизбежно станут относиться с большим вниманием.
Армения, Азербайджан и Грузия являются участниками Европейской программы соседства. Это положение, по словам Семнеби, укрепляет их отношения с Брюсселем и дает им право на получение дополнительной помощи. «Речь идет о сотнях тысяч евро для каждой из этих стран, — сказал он. — ЕС также увеличит свое присутствие в этих странах».
«Я также буду пытаться разъяснить общественности Южного Кавказа, что представляет собой Евросоюз, — сказал он. — Пока об этом здесь знают немного. При таком уровне информированности в регионе возникло множество неверных представлений о ЕС».
«Я считаю, что в Евросоюзе также недостаточно осведомлены о Южном Кавказе и его конкретных проблемах, а также значении этого региона для ЕС. Это то, чем я хотел бы заняться, если возможно».
Касаясь ожиданий многих жителей региона, мечтающих когда-нибудь стать гражданами Евросоюза, спецпредставитель ЕС в очередной раз подчеркнул, что Европейская программа соседства «не предусматривает перспективы членства».
«Но это означает, что, осуществляя Европейскую программу соседства, эти страны могут получить многие из преимуществ, которыми пользуются государства-члены ЕС», — добавил он.
«Проблема — и я первый готов признать ее — в том, что без возможности использовать перспективу членства в качестве приманки мы лишаемся мощнейшего рычага, одного из тех, которые мы в свое время применяли для стимулирования к проведению болезненных реформ стран Центральной Европы».

Томас де Ваал, редактор Кавказской программы IWPR, Лондон

Оценить статью
(0)