Сегодня США открыто заявляют, что в их интересах — лишить Россию возможности использовать свой транзитный потенциал и транспортную инфраструктуру для усиления влияния на новые независимые государства Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа
Для этого они намерены вовлечь государства указанных регионов в прозападные структуры и механизмы энергетического сотрудничества.
Россия же, наоборот, стремится монополизировать транспортные коридоры и источники энергетического сырья, преследуя цель не допустить расширения НАТО на постсоветском пространстве. «Чтобы
Энергетическая составляющая американской внешней политики полностью соответствует устремлениям Молдовы. Так, строительство новых нефтепроводов и нефтетерминалов, диверсификация экспорта энергоресурсов, безусловно, способствуют как повышению энергетической безопасности, так и укреплению суверенитета нашей страны. И тут членство Молдовы в ГУАМ потенциально может привести к стратегическим завоеваниям. Именно эту организацию курирует США в качестве одного механизмов своей внешней политики.
Что касается второй составляющей — вовлечения новых независимых государств в прозападные структуры, то тут у Соединенных Штатов дифференцированные подходы. Так, Белый дом склоняет Азербайджан к переориентированию нефтяного экспорта на натовскую Турцию. Что, безусловно, не может не сказаться на изменении внешнеполитического балансирования Азербайджана. Аналогичные цели преследует проект строительства газопровода Баку — Тбилиси — Эрзерум, предназначенный для транспортировки природного газа, добываемого на месторождении «Шахдениз» в Азербайджане, с перспективой подключения к проекту туркменского газа.
• Президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая 20 июня в Тбилиси на международной конференции, посвященной вопросам энергобезопасности Евразии, призвал к активному развитию новых транзитных маршрутов. Саакашвили подчеркнул значение развития проектов Транскаспийского нефтепровода и трубопровода по дну Черного моря, с помощью которых энергоносители из Центральной Азии будут транспортироваться на западные рынки через Кавказ и Украину. В конференции приняли участие официальные представители Азербайджана, Украины, Молдовы, Турции и США, а также представители «British Petroleum», «Shell» и других компаний.
Власти двух других
Другими словами,
Однако такие геополитические сдвиги не будут означать для Молдовы вступления в Североатлантический Альянс. Несмотря на то, что у Молдовы есть индивидуальный план партнерства с НАТО, который включает миротворческую составляющую, а сегодня — преимущественно помощь натовцев в гражданских проектах вроде восстановления колодцев, руководство Молдовы категорически заявляет: нейтралитет, закрепленный в Конституции — это святое, и ничто не может изменить этот статус.
Вопрос «молдавского членства в НАТО» уже давно стал спекулятивным. Радикальные политики как слева, так и справа, используют эту карту в благородном деле строительства своего имиджа.
Так, «ультракремлевские» молдавские политики пугают своих соотечественников с Большой Родины тем, что натовский сапог в скором времени между Прутом и Днестром будет топтать полное собрание сочинений Федора Михайловича Достоевского и прочих классиков русской культуры. Что коварный молдавский президент намерен силовым способом решить приднестровскую проблему и так далее. В общем, антинатовская риторика из Молдовы неизбежно оказывается риторикой антимолдавской.
С другого фланга некоторые молдавские правые хотят, ждут и требуют вступления Молдовы в НАТО. Этот шаг, по их мнению, вырвет маленькую, но гордую Молдову из кабальной зависимости Москвы, и всем станет хорошо. Пронатовские призывы сочетаются с идеей выхода из СНГ и требованиями жесткой политики в отношении к тираспольскому режиму.
Но партия власти, несмотря на все трудности, вызванные, в том числе и иррациональной российской политикой по отношению к Молдове, не намерена строить государственность путем возведения на восточном направлении бетонных стен с колючей проволокой. Скорее, есть попытки в фарватере азербайджанского опыта. Эта страна на протяжении почти всех
• Создание союза непризнанных государств — Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья — это акция, направленная прежде всего против Грузии и Молдовы, уверен В.Гулузаде. По его словам, у России на сегодня наиболее обострены отношения именно с этими государствами. «Почему к этому союзу не подключился Нагорный Карабах? Да потому, что России сейчас крайне нежелательно портить отношения с Азербайджаном. Она достаточно ясно понимает, что излишнее давление может отдалить Азербайджан от нее, причем навсегда», — заключает В.Гулузаде.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев на саммите ГУАМ в Киеве открыто сказал, что, по его мнению,
У Молдовы, конечно, козырей меньше, чем у Азербайджана. В первую очередь, нет нефти и газа. Поэтому добиться уважения и трепетного отношения к себе ей будет сложнее. Но в Кишиневе власть не устает повторять, несмотря ни на что: Россия — это стратегический партнер Молдовы, без конструктивных отношений с которой не мыслится будущее молдавского народа.
• Согласно данным последних социологических исследований, лишь 18 процентов граждан Молдовы приветствовали бы вступление Молдовы в Североатлантический Альянс.
Похоже, что в США «вошли в положение» Молдовы. Еще раз это доказала встреча Владимира Воронина и поверенного в делах посольства США в РМ Рудольфа Перины. «США выступают за политическое урегулирование приднестровской проблемы при сохранении военного нейтралитета Молдовы», — заявил представитель Вашингтона.
Дмитрий Каврук