Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, на какие положительные и отрицательные изменения указывают россияне в связи с введением Единого государственного экзамена.
Уровень информированности россиян о ЕГЭ возрос в 77% в 2005 г. до 83% в 2006 г. Как и год назад, респонденты знают о нём в основном благодаря средствам массовой информации — 55%, ещё 28% отмечают, что с этой системой сталкивались они сами или члены их семьи. В неведении относительно этой формы сдачи экзаменов остаются 16% опрошенных. Наибольшую заинтересованность в этом вопросе демонстрируют опрошенные, у которых в семье есть несовершеннолетние дети или внуки (в этой группе 86% знают о ЕГЭ, тогда как среди остальных респондентов — 78%).
Если бы респонденты могли выбирать, то предпочтение обычным экзаменам по прежней системе отдали бы 45% из них (среди жителей Москвы и
Важный аргумент в пользу ЕГЭ — возможность поступить в вуз без дополнительного экзамена. Эту возможность положительно оценивают 43% респондентов (среди молодёжи 18–24 лет большинство — 59%). Отрицательно относятся к замене вступительных экзаменов в вуз Единым государственным экзаменом в школе 22% опрошенных. Ещё 16% затрудняются с оценкой, год назад таких ответов было больше — 21%.
Среди позитивных изменений в отечественном образовании с переходом на ЕГЭ респонденты отмечают, прежде всего, обеспечение равных возможностей для талантливых выпускников школ из регионов поступать в лучшие вузы страны (26%) и упрощение процедуры поступления в вузы (23%). Выражается надежда и на то, что с введением ЕГЭ уменьшается коррупция на стадии поступления в вузы, а также российское образование приблизится к международным стандартам (18–19%). Менее значительным общественному мнению представляется влияние ЕГЭ на стандартизацию оценки знаний, снижение субъективизма в оценках (12–13%) и, тем более, на повышение качества подготовки и знаний учащихся (8%). За истекший год на 9% сократилась доля респондентов, затрудняющихся отметить положительные сдвиги в связи с введением ЕГЭ, соответственно увеличились значения других вариантов ответа.
В числе негативных изменений с переходом на Единый государственный экзамен респонденты указывают, прежде всего, на неспособность новой системы учитывать индивидуальные особенности учеников (28%). Усиление коррупции в школе прогнозируют 22% опрошенных. Немалое число респондентов беспокоит и то, что оценка знаний становится формальной, поверхностной (20%), что российская школа теряет свои особенности (18%). За год с 36% до 27% сократилось число затрудняющихся определённо высказаться по поводу рисков ЕГЭ. Одновременно возросла доля тех, кто опасается стирания индивидуальных особенностей учащихся (с 24% до 28%) и снижения роли учителя в оценке знаний ученика (с 11% до 16%),
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 17–18 июня 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Известно ли Вам | ||||
|
Июнь 2005 г. |
Июнь 2006 г. | ||
Всего опрошенных |
Всего опрошенных |
Те, у кого в семье есть несовершеннолетние дети / внуки |
Те, у кого нет несовершеннолетних детей / внуков | |
Да, знаю, я лично сталкивался с этой системой, сталкивались члены моей семьи |
29 |
28 |
32 |
23 |
Да, я знаю об этом из средств массовой информации |
48 |
55 |
54 |
55 |
Нет, ничего об этом не знаю |
18 |
16 |
13 |
20 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
1 |
1 |
2 |
Если бы Вы могли выбирать, Вы бы предпочли, чтобы Ваши дети /внуки сдавали обычные экзамены по прежней системе или по новой системе Единого государственного экзамена? | ||||||
|
Всего опрошенных |
Тип поселения | ||||
Москва и |
Более 500 тыс. жителей |
100–500 тыс. |
Менее 100 тыс. |
Сёла | ||
Единый государственный экзамен |
31 |
26 |
36 |
38 |
27 |
28 |
Экзамены по прежней системе |
45 |
52 |
48 |
38 |
45 |
45 |
Затрудняюсь ответить |
24 |
22 |
16 |
24 |
28 |
27 |
А как в целом Вы относитесь к замене вступительных экзаменов в вузы поступлением в них на основе Единого государственного экзамена, который сдается по окончании школы? | ||
|
Июнь 2005 г. |
Июнь 2006 г. |
Безусловно положительно |
11 |
14 |
Скорее положительно |
29 |
29 |
Скорее отрицательно |
19 |
19 |
Безусловно отрицательно |
7 |
10 |
Ничего не знаю об этом |
12 |
12 |
Затрудняюсь ответить |
21 |
16 |
Как Вы считаете, какие положительные изменения происходят в российском образовании | ||
|
Июнь 2005 г. |
Июнь 2006 г. |
Одаренные ученики из регионов получают возможность поступать в престижные вузы страны |
25 |
26 |
Упрощается процедура поступления в вузы |
21 |
23 |
Российское образование приближается к общепринятым международным стандартам |
14 |
19 |
Уменьшается коррупция на стадии поступления в вузы |
19 |
18 |
Происходит стандартизация оценки знаний по стране в целом |
7 |
13 |
Снижается субъективизм в оценках знаний учеников и абитуриентов |
7 |
12 |
Улучшается качество подготовки и знаний учащихся |
7 |
8 |
Затрудняюсь ответить |
39 |
30 |
Как Вы считаете, какие отрицательные изменения происходят в российском образовании с переходом на Единый государственный экзамен? (до трёх ответов) | |
Новая система оценки знаний снижает возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся |
28 |
Усиливается коррупция при сдаче экзаменов в школе |
22 |
Проверка знаний учащихся становится формальной, поверхностной |
20 |
Российская школа теряет свои традиции и особенности |
18 |
Снижается роль учителя в определении знаний своих учеников |
16 |
Ухудшается качество подготовки и знаний учащихся |
14 |
Усиливаются различия между вузами с точки зрения контингента учащихся |
8 |
Затрудняюсь ответить |
27 |
Как Вы считаете, какие отрицательные изменения происходят в российском образовании | ||
|
Июнь 2005 г. |
Июнь 2006 г. |
Новая система оценки знаний снижает возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся |
24 |
28 |
Усиливается коррупция при сдаче экзаменов в школе |
22 |
22 |
Проверка знаний учащихся становится формальной, поверхностной |
22 |
20 |
Российская школа теряет свои традиции и особенности |
16 |
18 |
Снижается роль учителя в определении знаний своих учеников |
11 |
16 |
Ухудшается качество подготовки и знаний учащихся |
12 |
14 |
Усиливаются различия между вузами с точки зрения контингента учащихся |
6 |
8 |
Затрудняюсь ответить |
36 |
27 |