Это неоднократно приходилось читать тем, кто не ленится ознакомиться с классическими трудами по геополитике. Будучи расположенной между Европой и Азией, при правильном использовании своего стратегического территориального положения наша страна вполне могла бы обеспечить себя только при правильном использовании своих транзитных преимуществ.
Однако, вряд ли
Ситуация здесь ничем не лучше, нежели с «голубым топливом». Объем транзита нефти трубопроводным транспортом по территории Украины в
На самом деле, складывающаяся ситуация не стала
Сама операция по транзиту российской нефти регламентируется межправительственными документами двухлетней давности. 18 августа 2004 года в Сочи главы правительств Украины и России В.Янукович и М.Фрадков в присутствии президентов двух стран Л.Кучмы и В.Путина подписали межправительственное соглашение «О транзите нефти по территории Украины». В этом документе предусматривается, что в случае, если ежегодные поставки нефти в транспортную систему Украины превысят запланированные объемы, ОАО «Укртранснафта» (Украина) и АК «Транснефть» (Россия) будут работать над созданием дополнительных мощностей.
Именно здесь и была заложена мина замедленного действия. Ведомство господина Христенко в очередной раз изыскивает аргументы влияния на ситуацию, которые идут вразрез с интересами Украины. Хотя, трудно поспорить — в первую очередь российский министр, конечно должен заботиться об интересах своей страны. А то, что его позиция создает проблемы Украине, должно беспокоить наших чиновников.
Итак, на минувшей неделе Российской федеральной антимонопольной службе в очередной раз не удалось лишить Минпромэнерго Российской Федерации монополии на предоставление доступа к нефтяным трубопроводам. Новый порядок составления графиков прокачки нефти по системе «Транснефти» не предусматривает ни доступа для независимых трейдеров, ни передачи «Транснефти» или выставления на аукционы прав на экспорт нефти. Сохранение за Минпромэнерго России права на составление графиков прокачки нефти может привести к дальнейшему снижению объемов российского транзита через Украину.
Краткая предыстория вопроса такова — в начале мая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России передала в российское правительство проект постановления «Об использовании системы магистральных нефтепроводов и терминалов для вывоза нефти за пределы таможенной территории РФ». Но до рассмотрения дело так и не дошло — в конце июня документ был возвращен на доработку. Фактический отказ от всех либеральных идей ФАС в новом проекте документа был обусловлен жесткой позицией Минпромэнерго России: в ведомстве Виктора Христенко были категорически не согласны с документом, подготовленным ФАС. Проект постановления правительства «Об использовании системы магистральных нефтепроводов и терминалов для вывоза нефти за пределы таможенной территории РФ», который с августа 2004 года разрабатывается ФАС, должен был изменить временный порядок работы с экспортными графиками отгрузки нефти в системе «Транснефти». Временный порядок составления графиков был утвержден постановлением правительства России №284 от 16 июня 2004 года — экспортные графики составляет специальная межведомственная комиссия при Минпромэнерго России.
В антимонопольной службе рассматривались два варианта правил формирования экспортного графика. Один из них предусматривал формирование графика прокачки лишь с участием специальной межведомственной комиссии при Минпромэнерго. Согласно второму варианту, право составления графика передавалось «Транснефти», которая должна была формировать его без участия Минпромэнерго. Второй вариант был особенно интересен для Украины — ФАС предполагала в перспективе создать систему распределения квот по формальным правилам, исключающую возможность принятия субъективных решений. Действующая же система открывает огромные коррупционные возможности для чиновников Минпромэнерго. Сохранение контроля Минпромэнерго России за составлением графиков прокачки нефти приведет к снижению объемов российского транзита через Украину — российское Минпромэнерго при формировании графиков часто руководствуется политикой Кремля. Именно поэтому в 2005 году из России на Украину направили на треть меньше нефти, чем в 2004 году.
Судя по всему, тенденция сокращения объемов транспортировки российской нефти через территорию Украины сохранится и в 2006 году. Самое обидное, что наверняка ни один из нас не слышал о попытках украинских профильных чиновников отстоять выгодную нашей стране позицию. И это происходит даже при том, что руководитель «Транснефти» Семен Вайншток, получивший образование в Украине, всегда считался симпатиком нашей страны, что неоднократно доказывал на деле. Но разве до проблемы снижения доходов госбюджета от уменьшения объемов транспортировки нефти, в условиях когда идет жесточайший дерибан правительственных портфелей и должностей глав парламентских комитетов. Да и долгожданный отпуск не за горами. В общем, кому нужны эти «транзитные» мелочи.
Станислав Королюк